Примерное время чтения: 8 минут
85

Между бедой и равнодушием

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Омске 10/12/2008

Мало кто из нас, обычных среднестатистических россиян, задумывается о том, как человек становится преступником. Об этом спорят психологи, ищут "гены преступности" учёные, но мы-то, рядовые обыватели, уверены: нас это не касается и чаша сия непременно минует.

Витя вернулся из школы, поел и собрался в "музыкалку". Шестиклассник только-только отошёл от подъезда, когда рядом появился высокий подросток, что-то бурчащий себе под нос.

Нож в кармане

Витя услышал слова "разберёмся", "получишь", однако реагировать на них не стал и даже не смотрел на парня, молча продолжая свой путь. Но во дворе, где не было ни души, странный парень преградил дорогу Вите. Сзади замаячил ещё один: маленький, грязно одетый, он тоже был настроен явно агрессивно. Старший начал допрос:

- Где ты живёшь? Есть деньги? Есть сотовый?

Витя не отвечал, тогда любитель денег и сотовых стал выворачивать пареньку карманы. Забрал телефон и, увидев достоинства куртки (а на Вите был добротный пуховик, купленный чуть больше недели назад), велел снимать одежду. В это время мимо троицы прошла учительница из Витиной школы, "она учила нас в третьем классе", скажет потом для протокола мальчик. Витя обратился к педагогу с приветствием, та тоже что-то ответила, но то ли из-за невнимания, то ли побоявшись, задерживаться возле пацанов не стала.

- Ещё кого-нибудь позовёшь, порежу, - цыкнул на Витю "странный", держа руку в кармане. - У меня нож.

После этих слов шестиклассник уже не сопротивлялся, отдал пуховик, и парочка тут же резво куда-то умчалась.

Совет N 1: Ребёнок вёл себя правильно, не вызывал "огонь на себя" со стороны явно агрессивно настроенных грабителей. Однако что можно было сделать в такой ситуации? Во-первых, увидев "ненормального", не идти своей дорогой, а тут же развернуться и бежать в ту сторону, где в это время бывает многолюдно - к проезжей части, хлебному ларьку, поликлинике, и т.д., заговорить с любым взрослым, спросив у него дорогу, время - что угодно.

Совет N 2: Увидев учительницу и понимая, что она тоже может быть напугана теми же подростками, надо было опять-таки после "здравствуйте" заговорить с ней на нейтральную тему: "а помните то-то" или "а кто у вас сейчас в классе", тем самым вовлекая её в разговор и побуждая задержаться. Тогда было бы проще уйти с учительницей.

Вторая "удача" джентльменов

Витя тут же вернулся домой, позвонил родителям, те сразу поехали вместе с сыном в милицию, составили описание преступников и назвали "особые приметы" ворованных вещей. Сотрудники уголовного розыска сразу начали обход ломбардов, в которые, по их предположению, могли попасть телефон и пуховик.

А наши "джентльмены удачи", недолго думая, сдали в ближайший ларёк горячего питания телефон за 100 рублей, чем ни мало не смутили продавца, обрадованного такой добычей. Затем опять пошли во дворы и увидели двух малышей, сидящих на лавочке и жующих сухарики. Старший спросил (дословно): "Сколько время?". Один из вежливых восьмилеток достал сотовый телефон и ответил: "15:54", второй же дал дёру, но только до ближайшего подъезда. Мальчишке был показан карман с "ножом", и телефон тут же перекочевал в карман нового владельца.

Совет N 3: Второму малышу надо было бежать домой и сообщать о происшествии взрослым, а не стоять в подъезде и ждать, чем же всё закончится. Первый поступил правильно - отдал всё, не сопротивляясь, подросткам явно намного старше себя.

В переходе дороже

На этот раз наша парочка решила сдать телефон подороже: сумма в 100 рублей за первый грабёж их не впечатлила. Ребята поехали к "Торговому центру", где в подземном переходе ещё один любитель лёгкой наживы, не смущаясь отсутствием документов как у "владельца", так и на телефон, отдал 400 рублей.

Обрадованные такой "удачей", ребята разделили деньги поровну, отправились к "Детскому миру", там купили лак, понюхали его, после чего по той же схеме отобрали возле Казачьего рынка ещё один телефон у паренька.

Поскольку цены в переходе оказались подходящими, парочка вновь отправилась сдавать добычу в знакомый ларёк. Но тут их увидел оперуполномоченный УВД N 2 по ЦАО Игорь Балашов, который в течение нескольких часов уже занимался отработкой двух заявленных грабежей. Старшего, Эдика, милиционер задержал тут же, а младший дал дёру, но его перехватил водитель, оставшийся ждать наверху оперативника. Привезённые в отделение милиции, пацаны подробно рассказали, где, что и как забирали. Оказалось, что в этот день они "путешествовали" с Левобережья, где тоже успели поживиться телефоном.

Эдику 14 лет, поэтому его задержали. Кириллу всего 12, он ещё неподсуден. К тому же мальчик - инвалид, правда, его диагноза и родная мама не знает: "что-то с детства с ним", говорит. В 12 лет этот омский Маугли не умеет ни читать, ни писать, и никогда этому не учился. "А необучаемый он", - гордо заявила мама и увезла своё чумазое чадо домой. Эдик остался.

Не отрекаются, любя...

В том, что у неё дети замечательные, многодетная мать Светлана К. всегда была уверена. Два сына и две дочери, и в музыкальную школу они ходят, и в общеобразовательной хорошо учатся, и на море родители их стараются вывозить...

Первый "звонок" был как гром среди ясного неба: её второй сын Эдик украл деньги у учителя. Потом посыпалось: отобрал сотовый телефон, дальше ещё один, и ещё один, и ещё... Поскольку возраста, с которого наступает уголовная ответственность, Эдик ещё не достиг, ущерб возмещала мама. И брала с потерпевших расписки в том, что к её семье нет претензий (она предъявила в милиции восемь(!) таких документов). Эдуард стал уходить из семьи, месяцами жил у Кирилла. Мама писала заявления, сотрудники милиции находили "пропажу", но после одного-двух дней пребывания дома Эдик опять исчезал.

В этом учебном году подросток был в школе всего четыре дня. Месяц пробыл в центре временной изоляции несовершеннолетних (украл сумку из ячейки камеры хранения супермаркета), месяц - в наркологическом диспансере, где стоит на учёте с диагнозом "токсикомания". Поэтому когда Эдик опять попал в милицию, мама была категорична: "закрыть" сына. И пусть будет суд, колония, только бы она, Светлана, хоть на некоторое время избавилась от "преступника". О том, что это её сын, Светлана уже и не вспоминает. По её словам, Эдик - сын своего отца, вора, окончившего жизнь самоубийством. Гены, дескать, в пацане взыграли преступные.

Почему те же самые гены никак не будоражат душу старшей сестры Эдика (двое младших у Светланы от другого мужа)? Возможно, мама просто в какой-то момент "упустила" сложного мальчишку, не нашла с ним взаимопонимания. Отказаться, конечно, всегда проще. Я, дескать, тут ни при чём, а вы, милиция и государство, перевоспитывайте "трудного" подростка. Вот только чьё воспитание переборет - тюремного психолога или воровских "авторитетов"?

P.S.: Сотрудники УВД N 2 по ЦАО г. Омска рассказали нам об обстоятельствах совершения и раскрытия данных разбойных нападений, а также поделились советами.

От редакции

Заметьте, все описанные нами события происходили посреди белого дня. И хотя выбирали преступники жертв помладше да дворы побезлюдней, всё равно вокруг были взрослые, которые просто прошли мимо. Мимо чужой беды. Не вмешиваясь. Не замечая. Или не желая вмешаться и заметить.

Комментарий специалиста

Яна Шараева, психолог:

- Существует такое понятие, как "ген преступности". Если кто-то из родителей уже привлекался за тяжкое преступление, то высока вероятность, что и ребенок последует тем же путем. В психогенетике всё взаимосвязано. Ребёнок может унаследовать предрасположенность даже к определенному виду преступления. Относительно того, что один сын идет "по стопам" своего отца, а другой нет, тут многое зависит от того, какой психотип унаследовал ребенок. В любом случае, "малолетнее" преступление - это способ привлечь к себе внимание, а также подражание взрослым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах