Наш еженедельник решил выяснить, по каким программам сегодня учат детей начальных классов в омских школах и что они из себя представляют.
«Школа России»
Эта программа, относящаяся к традиционным, по мнению многих педагогов, является одной из самых понятных для ребёнка. Она берёт во внимание специфику психологического развития среднестатистического ученика этого возраста. Материал составлен таким образом, чтобы способствовать развитию интереса к учёбе, знаниям, к окружающему миру. Также педагоги отмечают в этой программе множество развивающих заданий поискового характера и воспитание навыков.
Развивающая программа Занкова
Что будет трудно, педагоги не скрывают. К теоретическому выводу ученик должен прийти сам с помощью практических задач. Такой способ обучения готовит мыслящего, рассуждающего человека, у которого есть своё мнение по любому поводу. Но, как считают некоторые специалисты, «занковцы» в каком-то смысле слова «поздние дети». Когда они заканчивают начальную школу и продолжают обучение в среднем звене, их «отличность» от остальных, обучавшихся по традиционным программам, даёт знать. Это может выражаться в медлительности, в требовании большего количества времени для ответа, что не всегда возможно при нынешнем наполнении классов и 40 минутах урока. Зато к выпускным годам они, что называется, «выстреливают»: их уровень на фоне остальных учеников заметен сразу. Выбирать ли долгий и сложный путь ради «инвестиций в будущее» - решать родителям.
«Школа 2100»
Принцип этой программы - дать ученику как можно больше. Многие задания снабжены дополнительной познавательной информацией. Мозг ребёнка сам решит, что впитать, а что пропустить. Однако упор на такую самостоятельность может иметь не только развивающий эффект. И если ребёнок не имеет достаточного потенциала - интеллектуального, физического, психологического, то может пополнить группу «слабых». Эта программа очень требовательна к ученику, и без должной быстроты реакции, скорости, внимания в работе успехов достичь в учёбе будет сложновато.
«Начальная школа XXI века»
Если ребёнок инициативен, испытывает большой интерес и любопытство ко всему, что его окружает, постоянно стремится узнать что-то новое, то эта программа ему подходит. Она, как и ряд других методик, ориентирована на самостоятельный поиск и умение использовать полученные навыки на практике. Именно ученику отводится главная роль в познавании, учитель только помогает ему в этом, незаметно направляя к цели. Все задания структурированы таким образом, что слабые могут подтянуться, а сильные - углубить своё развитие.
Развивающая программа Эльконина - Давыдова
Ещё одна сложная дорога к знаниям и личностному развитию. Зато эти знания будут глубокими, а развитие - всесторонним. При этом программа развивает в ребёнке умение давать объективную оценку самому себе, учит критическому взгляду. Ученик приобретает множество новых навыков, объёмную теоретическую базу и овладевает логикой. Такие «завоевания» потребуют от школьника больших усилий, которые перед выбором программы необходимо хорошенько взвесить.