Поэтому омские учителя на традиционном совещании перед Днём знаний определили задачу на новый учебный год - управление переменами.
Главной идеей в изменениях системы образования можно считать переход на новый образовательный стандарт начального образования. Новые образовательные стандарты все учебные заведения города получат в 2011 году, но уже с 1 сентября 2010 в 14 школах Омска начнут апробацию федерального стандарта.
Школа - второй дом
Если в прежнем стандарте образования просто содержался перечень предметов и тем, необходимых для усваивания, то в новом заложена система обновлённой организации учебной деятельности и оценка её достижений.
В правилах большое значение отдаётся инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, которые смогут дистанционно с помощью компьютерной техники заниматься с учителями.
В школу возвращается воспитательная работа и укрепляется дополнительное образование. Воспитание направлено на формирование у ученика гражданской идентичности, патриотизма, ответственности за свои поступки и толерантности. В стандарт начальной школы заложена внеурочная учебная деятельность в кружках и клубах, на которую отводится до 10 часов в неделю. Её организация отныне входит в обязанности школы и учителей. Однако в нашем городе и так существует развитая система дополнительного образования, в которой занимается до 60 тыс. детей, причём половина из них на территории своих школ.
Школа полного дня определяет новые стандарты и в питании ребёнка. В этой области в омских школах совершён настоящий прорыв. Особенно тщательная работа идёт с поставщиками продуктов. Стремление к качеству приносит позитивные перемены. Горячим питанием в некоторых образовательных учреждениях обеспечены до 95% учеников.
В целом в начальной школе отныне сделан упор не на предметные знания, а на развитие личности с учётом индивидуального продвижения каждого ребёнка. Ученик на уровне своих возможностей должен овладеть способами познавательной творческой деятельности, быть коммуникабельным и мотивированным на продолжение образования. Значимая роль в новой школе отдана одарённым детям. Конкурсы, олимпиада, а также именные премии губернатора и мэра позволяют отыскивать способных ребят, а в 2015 году планируется открыть лицей для одарённых детей.
Кадровый вопрос
Главная задача перемен - повышение качества образования и конкурентоспособности учреждений. Этого можно добиться с помощью работы с педагогическими кадрами и улучшением материального оснащения школ.
- Учитель - важное звено модернизации системы образования, - считает Илья ДУБИН, директор департамента образования городской администрации, - поэтому с 2011 года появится и новая система повышения квалификации педагогов. И учителям не надо её бояться, ведь они и так тщательно проходят курсы переобучения и вполне успешно подтверждают свою квалификацию. Более того, согласно нашей статистике, всё больше работников образования переходят на инновационные программы и способы обучения. От 60 до 80% педагогов используют в работе Интернет и компьютерные технологии.