Примерное время чтения: 11 минут
422

Проблемы с образованием. Чьи ожидания оправдают реформы системы обучения?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ в Омске 26/04/2017
Некоторым школам приходится увеличивать набор, чтобы учиться в них смогли все желающие.
Некоторым школам приходится увеличивать набор, чтобы учиться в них смогли все желающие. АиФ

С нового года в силу вступают новые образовательные стандарты (ФГОС).

Екатерина Спехова

«Внедряя новшества, школа может побороть так называемый парадокс отличника: выпускник школы, отлично знающий материал по предметам, не всегда умеет работать в группе и грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться. Практика показывает, что нынешний отличник иногда не способен легко и быстро адаптироваться к реальному миру. Он знает и в теории умеет больше сверстников, но производит впечатление менее самостоятельного и зависимого человека. Тогда как средние ученики часто добиваются гораздо большего успеха в жизни за счёт развитых коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в группе, идти на риски», - рассказывает директор городского департамента образования Екатерина Спехова.

При этом чиновники не скрывают, что повсеместное внедрение ФГОС на практике может обернуться появлением сразу нескольких конкретных проблем. Во-первых, можно говорить о неготовности самих педагогов к профессиональной деятельности в соответствии со стандартом. Во-вторых, на практике педагогам зачастую не хватает опыта проектной и исследовательской деятельности, умения реализовать индивидуальный подход и оценить результаты образовательных достижений обучающихся по-новому.

В-третьих, проявляется и недостаточное обеспечение материально-технической базы, а временами и малоэффективное использование тех средств, которые уже имеются под рукой, нехватка площадей и квалифицированных кадров. И наконец, возникает психологическое непринятие идеологии стандартов, консервативное мышление и традиционные подходы.

Есть бонусы

Виталий Помогаев

Некоторые думают, что жителям Омской области при поступлении в аграрный университет будут давать бонусы. Но это не так.

«К сожалению, правила приёмы едины. Но, с другой стороны, что в наших силах - решаем. В том числе предоставляем общежитие на период поступления, - объясняет исполняющий обязанности ректора ОмГАУ им. Столыпина Виталий Помогаев. - С учётом того, что наши работодатели разбросаны территориально, с минсельхозом организовали систему целевого приёма, где оператором выступает региональное министерство. У нас есть бесплатный сервис по подготовке к ЕГЭ.

Мы почти ежегодно увеличиваем запрос на количество бюджетных мест - большой спрос на выпускников университета из других регионов. В последнее время - и практика об этом говорит, и исследования - студенты склоняются к комфортности среды пребывания. Мы, следуя этой тенденции, развиваем имущественный комплекс и образовательный процесс по кампусному принципу ресурсно-коллективных центров».

Кого напугали программы?

Некоторые учителя и сами с сомнением относятся к новым стандартам и не доверяют новшествам в образовании.

Наталья Мурзина

«Противоречивые чувства к ФГОС связаны с тем, что стандарты обозначили совершенно по-иному цель образования. Стандарт направлен на развитие личности обучающегося через освоение способов действия, - уверяет заведующая кафедрой педагогики и психологии детства ОмГПУ Наталья Мурзина. - Исходя из того что мы наблюдаем в школах региона, можно выделить ряд проблем внедрения ФГОС. Прежде всего они связаны с осознанием цели. Сегодня педагогу необходимо осознать, что цели в стандартах определены для детей, а учитель должен только понять, какие задачи ему необходимо решить, чтобы дети действительно могли достичь этих целей.

На практике же пока всё иначе. Когда берёшь любой конспект урока или непрерывной образовательной деятельности, то видишь, что учитель в первую очередь определяет задачи для себя, а потом он думает: а чего же дети должны достигнуть? Мы привычно выстраиваем коммуникацию между учителем и ребёнком, но не уделяем внимание тому, что сегодня необходимо эту коммуникацию выстраивать между самими детьми. Чтобы они учились договариваться, согласовывать свои действия, корректно высказывать свою точку зрения и несогласие. В дальнейшем всё это позволит им быть успешными в жизни.

Действительно, родители в панике обсуждают повсеместный переход омских школ на ФГОС общего образования с 1 сентября 2017-го. Хотя уже в этом году 70% омских школьников обучаются по внедряемым стандартам. Родительская общественность традиционно напряжённо реагирует на любые новшества.

Фишка в том, что учителя теперь должны не просто учить предмету, а учить учиться: ставить задачи, находить решения, делать проекты. С этими проектами вообще «засада». В каждой четверти каждый ученик должен что-то сдать. Они просто «тырят» из Интернета, а мы пишем отписки, что проект сдан. Требуют, чтобы больше уроков проходило в виде конференций, - пишут пользователи на популярных учительских форумах, чем ещё больше раззадоривают негатив общественности.

Добавим баллы

В техническом университете один балл дают за золотой значок ГТО, подтверждённый удостоверением. Один - за красный диплом техникума или аттестат с отличием. До трёх - участникам олимпиад и конференций

ОмГТУ. В ОмГПУ также один балл - за золотой значок ГТО. Три - за аттестат с отличием. Один балл - за волонтёрство, если после завершения этой деятельности прошло не более четырёх лет. От 2 до 6 баллов - победителям и призёрам олимпиад университета.

В аграрном можно дополнительно получить 5 баллов за ГТО, 5 - за диплом или аттестат с отличием и от 1 до 5 баллов - призёрам олимпиад.

«В ОмГУ баллы даются за три вида достижений: в спорте (призёрам соревнований высокого уровня), за наличие аттестата или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, - говорит начальник управления образовательных программ ОмГУ им. Достоевского Александр Лаптев. - Эти индивидуальные достижения оцениваются в баллах, другие (участие в олимпиадах) учитываются как преимущество, не оцениваясь в баллах: при равных результатах зачислим того, у кого портфолио лучше».

Также в магистратуре мы выберем того, у кого диплом с отличием предыдущего уровня образования и у кого больше научных публикаций.

КСТАТИ
Лидером внедрения образовательных новшеств является Финляндия. Несколько лет подряд она занимает ведущие позиции в рейтинге стран по оценке качества образования в школе. Среди основных причин успеха называют «расслабленность» системы обучения (школьные перемены занимают больше часа в день), индивидуальный подход к ученикам и большое количество занятий в группах, поощрение самостоятельности обучающихся и предоставление свободы учителям.

ОФИЦИАЛЬНО

Сколько первоклашек?

Максим Трушников

«С 1 февраля во всех бюджетных образовательных учреждениях принимают заявления в первый класс от граждан, проживающих на закреплённой территории. Планировалось набрать в 476 первых классов 11 117 учеников. Но из-за миграционных процессов количество первоклассников увеличивается. Поэтому школы № 4, 41, 54, 91, 107, 111, 118, 161 уже увеличили плановый набор. Планируется принять в первый класс 11 648 детей и открыть 485 классов в 149 учреждениях, - рассказывает первый замдиректора департамента образования администрации Омска Максим Трушников.

Уже закончился приём в первый класс в лицее № 66 и школе № 109. Приём заявлений от родителей (законных представителей), не проживающих на закреплённой территории, начнётся с 1 июля. Дети принимаются без вступительных испытаний (процедур отбора). Родителям детей, зарегистрированных на закреплённом участке, могут отказать, только если в школе уже нет свободных мест».

Преемственность есть

Геннадий Косяков

«Подготовка студентов к реализации ФГОС общего образования - это приоритетная задача образовательной стратегии педагогического вуза. Актуальные проблемы внедрения ФГОС изучаются в обязательных дисциплинах, переходя на ФГОС для высшего образования, - рассказывает и. о. ректора ОмГПУ Геннадий Косяков. - ФГОС общего образования и ФГОС высшего образования имеют общую методологическую основу. Вузовские преподаватели используют те же формы и методологии, которые включают студента в профессиональную деятельность и активно используются учителями: проектная деятельность, решение профессиональных задач, технология кейсов, деловые и ролевые игры, информационные технологии в области дистанционного и электронного образования.

Есть и проблемы, которые можно решить: отсутствие постоянных методических площадок совместной апробации ФГОС общего образования и ФГОС высшего образования, психологические барьеры субъектов системы образования, слабое участие субъектов в разработке основных образовательных программ».

Выбор есть

Ирина Лирионова

«Общее количество бюджетных мест в регионе сохраняется на уровне 2016 года. Правда, выпускников школ в этом году немного меньше: в прошлом выпустилось чуть более 9 тыс., в этом - 8,9 тыс. Русский язык пишут все абитуриенты - это 100%-ный выбор. Профильную математику пишут 72% выпускников школ и базовую - 88,8%, физику чуть больше, чем в прошлом году: 38,8% против 37%. Обществознание сдают 65,1%, химию - 10,8%, биологию - 22%, историю - 23%, литературу - 10,3%, географию - 3,6%, английский - 9%, немецкий 0,3%, французский - 0,08%, испанский не выбрал никто. Вузы технической направленности становятся более привлекательными для абитуриентов, - отмечает замруководителя управления профессионального образования и науки министерства образования Омской области Ирина Ларионова.

Что касается поступления, в условиях приёма есть незначительные изменения. Расширен перечень категорий лиц, которые могут претендовать на поступление в рамках 10%-ной особой квоты. Для жителей Крыма с 2017 года отменены льготы. Они поступают на общих основаниях».

Почему ругают?

Вячеслав Двораковский

«Градус негативной оценки ФГОС не снижается. Я бы подошёл к вопросу иначе: перед школой ставится задача воспитать интерес к учёбе. Объяснить, что самообразование - это процесс всей жизни. Человек должен выйти из школы прогрессивно мыслящим, современным, граждански ответственным и патриотичным.

Когда мы учились, мы воспринимали ту систему как непреложную истину. Претензий к образованию у меня не может быть. Но это не значит, что перемены не назрели. Да, выработать общие стандарты и внедрить их в огромной стране - вещь непростая. Можно критиковать бесконечно, но лучший вариант - использовать и стандарты, и прежний опыт, для того чтобы школа выпускала современных и подготовленных учеников», – говорит мэр Омска Вячеслав Двораковский.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах