Примерное время чтения: 8 минут
487

Страна мам. Верните в школы мужчин!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ в Омске 09/03/2017
Классная дама: все проблемы по воспитанию и образованию детей легли на плечи женщины.
Классная дама: все проблемы по воспитанию и образованию детей легли на плечи женщины. / Николай Кривич / АиФ

На уроке технологии в одной малокомплектной школе мальчиков учат… шить. Преподавателей-мужчин тут нет с 1985 года, когда уволился последний математик. Мальчишки усердно трудятся над куском ткани, сегодня им предстоит сдать шов «назад иголка». Ругаются шёпотом, а вот Ваня Жарков швырнул всё на стол и расплакался. Не получается у него ровной стёжки!

Вышиваем как можем 

«Ненавижу девчоночьи уроки, - рыдает мальчик. - Мне мама всё шьёт и бабушка».

«Я зла! - пишет одна мама в блоге. - Мой старший сын в 6-м классе, на уроках технологии девочки, как и мы, шьют и готовят, а мальчики ерундой занимаются, и ещё и им двойки за это ставят! Никаких станков и инструментов нет, ведёт уроки женщина, они иногда срисовывают картинки и схемы из учебника! Пишут в тетрадках о том, что такое рубанок и молоток! Иногда делают поделки… из бумаги, картона и клея, как в первом классе!»

Впрочем, в одной из престижных гимназий Омска, где нет ни одного педагога-мужчины, забивать гвоздь и выпиливать лобзиком мальчишек учат дама. Получается вроде бы неплохо - никто не жалуется. Но…

«Когда у нас было собрание перед 5 классом и вышла женщина - учитель технологии для мальчиков, я сразу поняла, что моего сына надо отсюда забирать, - рассказывает Ирина М. - Ну ладно, в начальной школе одни женщины, но в старшем-то блоке должны быть педагоги-мужчины! Я одна ращу сына, его отец нас бросил и с ребёнком не общается. А кто парня гвозди забивать научит, если и в школе мужиков нет? Поэтому мы из гимназии ушли».

Нет комментариев

Школе остро не хватает мужчин. На эту тему решили поговорить психологи, педагоги, учёные, общественники, представители социальной сферы Омска на одной из дискуссионных площадок города.

В России всё больше маменькиных сынков.

Как меняются общественные представления о мужском и женском? Всё это сегодня очень интересно изучать на российском примере. Исследования проводились на кафедре социальной педагогики и социальной работы педуниверситета. В пример приводят даже то, как разговаривают мужчины разных поколений. Дедушки чаще говорят о советских идеалах, мужчинах-героях, среднее поколение свободно использует блатную лексику и жаргон. Помните: «Ответишь за базар»? Поколение 90-х годов считают потерянным для мужчин; хорошо, что нынешние юноши уже не думают, что криминал - это круто.

Нужны ли преференции?

Наши мужчины не идут работать в школы из-за низких зарплат. Наверное, гендерный баланс только тогда будет соблюдён, когда начнут платить достойные деньги, например, как у представителей нефтяных и газовых компаний или айтишников.

Считается, что мужчины-педагоги строже, их больше уважают, иногда побаиваются. Среди величайших имён тоже преобладают мужские фамилии: Ушинский, Корчак, Макаренко. Кстати, когда говорят об Антоне Семёновиче с восхищением, забывают его книжку. Первого успеха педагог добился, отлупив своего воспитанника. В нынешнем веке такие методы не только недопустимы, но и наказуемы.

Никто и не будет спорить - «мужская рука», но, быть может, решение проблемы не в том, что мужчины не идут в педагогический вуз из-за меркантильных соображений, а в том, что нет призванья? Если дать им большие преференции, то потянутся в вузы все балбесы. Вроде и преимущества при поступлении, и высшее образование. Неужели женщины уж так плохи? А Мария Монтессори? А Софья Лысенкова? Попадать в педагогические вузы должны умные, по конкурсу, а не по половым отличиям.

Ценности

Сейчас многие говорят о том, что задача современной школы - не образование, ведь знания и информацию дают телевизор и Интернет, причём в гораздо большем количестве. Задача школы - социализация. Посудите сами, детей приучают к дисциплине: рано вставать, сидеть смирно, делать уроки, выполнять задания, подчиняться старшим. И важно, кто этим занимается.

«Мир детства стал иным, - говорит Ирина Дорожкина, советник уполномоченного по правам ребёнка при губернаторе Омской области. - Сейчас вокруг детей формируется другая информационная среда. Этим нужно пользоваться».

От редакции. В школе нужно говорить о семейных ценностях и семейной идентичности, рассказывать о том, что такое любовь, верность, семейный долг, связь с предками. При этом пора мужчин выводить на главные роли в воспитании подрастающего поколения. Помочь в этом могут общественные организации, которых в Омске, например, насчитывается сотни. Хотя лидеры - активисты всё те же женщины.

КСТАТИ
В США, странах Западной Европы, Японии состав преподавательского корпуса чётко размежёван. Так, в начальной школе больше педагогов-женщин, в средней - мужчин. Психологи считают это правильным: в младших классах ребёнок ещё нуждается в заботе мамы, которую может заменить лишь женщина. Зато в старших классах лучше всего отдать заботу об образовании в сильные мужские руки. Кстати, у будущих учителей школ есть свой индивидуальный преподаватель по педагогике.

Награда за доблесть отцов

Надежда Бухалова

Надежда Бухалова, начальник отдела демографической и семейной политики министерства труда и социального развития Омской области:

«В Омской области, помимо медали «Материнская слава», которую вручают многодетным матерям, существует и медаль «Отцовская доблесть». Основанием для награждения медалью является воспитание отцом троих и более детей, в том числе усыновлённых (удочерённых), при наличии одного и более несовершеннолетних детей в случаях смерти матери, признания её безвестно отсутствующей или лишения её родительских прав. С момента учреждения награды медалью «Отцовская доблесть» в Омской области удостоены 20 жителей региона. Добавлю, что в Кодексе Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан прописаны меры поддержки. С 2016 года отцы получили право на предоставление единовременной денежной выплаты 5000 руб.».

Школа – «камера хранения»

Татьяна Ханох

«Детей в школу или дошкольное учреждение сдают, как в камеру хранения, забывая о связке «детский сад - семья - школа». Родители сейчас вступили в горячую схватку с учителями, они не хотят идти на помощь педагогу, - говорит Татьяна Ханох, исполнительный директор Омской городской общественной организации по пропаганде здорового образа жизни «Дар». - Многие это объясняют тем, что государство всякий труд перевело в разряд оказания услуг - вам платят, вы и дайте нам. Назвать сейчас школу перспективным местом работы можно лишь применительно к учреждениям, где к образованию подход особый, творческий. Остальные - лишь место, где дети проводят время. Так быть не должно. У нас есть проект «Растём и развиваемся вместе». Начали с детского сада. В образовательный процесс включаются педагоги, мамы и папы малышей. Особенно важно, когда именно папы приходят на наши мероприятия, мальчики к ним тянутся».

Родительские компетенции

Ирина Маврина

«20% омских детей живут, видя родительское неблагополучие. Семья зачастую не справляется со своей функцией и не гарантирует ребёнку защищённости, дети испытывают дефицит эмоциональной поддержки со стороны родителей.

Совершенно обычное явление - неполная семья, где единственный родитель, конечно, мама. Папа в лучшем случае может видеться с ребёнком время от времени, либо вообще никак не общается. В полных семьях именно на женщине лежат все заботы о воспитании, мужчина всё своё время и силы уделяет вопросам зарабатывания денег. Спросите у любого педагога - ребёнка можно воспитать только личным примером, а на кого будет равняться мальчик, растущий в семье, которая состоит из мамы и бабушки? Где он увидит, что такое настоящее мужское поведение? Кто научит его прибивать гвоздь или чинить кран? Эти навыки мальчик мог бы приобрести в школе», – рассказывает Ирина Маврина, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы ОмГПУ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах