"Если я скажу, что сегодня в нашей стране невозможно вырастить счастливых детей, то грош цена мне как педагогу", - убежден Евгений Коновалов, директор единственной в Омской области коррекционной школы-интерната N 15 для слабослышащих детей.
Успех хора омского интерната на проекте "Минута славы" до сих пор не дает покоя журналистам. Ребята прошли в финал и уже в декабре снова отправятся в Москву. Они счастливы. Они верят в свои силы. Они переступают через внутренний страх быть непонятыми и прекрасно находят общий язык со сверстниками, с такими же участниками проекта. Поэтому фразу "дети с ограниченными возможностями" директор интерната Евгений Коновалов всегда встречает с недоумением:
- Да ни в чем они не ограничены! А чем они отличаются от ребят из обычной образовательной школы? Тем, что хуже говорят? Но это не показатель ни их личностных способностей, ни их интеллекта. Я 18 лет работаю в коррекционной системе и считаю оскорбительным, когда наших ребят называют инвалидами. Это всего лишь ярлык. А ярлык можно повесить на любого, даже на самого здорового и самого порядочного человека.
Цинизм был всегда
- Каково представление ваших воспитанников о собственном счастье?
- Каждый понимает счастье по-своему. Для одного - это яхта. Для другого - космос. Для третьего - просто хорошая семья и собственные дети. В школе учится 151 ребенок, и каждый радуется по-разному. У кого-то получилось что-то в учебе, кто-то выиграл в конкурсе, у кого-то успехи в спорте. Это неплохо, когда у ребенка есть стремление быть лучше.
- А кем они хотят быть?
- Ну, летчики, пожарные, космонавты - сегодня непопулярные профессии. Все стремятся получить профессию, которая обеспечила бы достаток. Но педагогами и медицинскими работниками по-прежнему мечтают быть. И могут стать. И становятся. А мы в этом должны им помочь. Задача нашей школы - не только дать знания, но и научить детей общению в социуме. Чтобы они могли спокойно ходить в магазин, ездить в транспорте. Вот последний пример: в Москве на шоу "Минута славы" они очень много общались со сверстниками. И все друг друга понимали. Самое сложное - перейти барьер стеснения.
- То есть страх ребята преодолели?
- Эмоции вытеснили страх. Девочки вообще впервые в жизни приехали в Москву. Ходили по Останкино, своими глазами видели популярных ведущих... Конечно, впечатлений была масса... А ведь мы на кастинг для "Минуты славы" вообще могли не поехать. Один педагог совершенно случайно увидел бегущую строку по телевизору. Пришел на следующий день в школу и говорит: А может, попробуем? Ну мы и решили: а почему бы и нет? Хотя подготовить песню ребятам непросто. Ведь нужно, чтобы не только выучили, а поняли смысл всех слов. Ученику общеобразовательной школы говоришь: два плюс два равно четыре. А здесь ребенок знает, что такое "два", что такое "плюс". А что такое "равняется" - нет. Над каждым словом нужно работать.
- Как вы считаете, дети сегодня стали более жестокими, чем раньше?
- Да, к сожалению. Но это потому, что вокруг много жестокости. Родители вынуждены все свое время отдавать на то, чтобы зарабатывать деньги. И ребенок часто остается на втором плане. Это неправильно. Но родителей нельзя в этом винить. Не надо ругать время. Цинизм и негатив были всегда.
- Но ребенку этого не объяснишь...
- Да, и тут единственный выход - совместная работа учителей и родителей. Только так ребенок может нормально адаптироваться к жизни. Не важно, учится ли он в интернате, как наш, или в обычном общеобразовательном учреждении. Если педагоги и родители будут работать вместе, тогда и результат получится положительный, который не будет зависеть от времени. А если ребенку в школе говорят и учат одному, а родители дома - совершенно другому, что получится? У него будет одна маска для школы, другая - для родителей, третья - для друзей.
Жизнь заставляет быть сильным
- В каком возрасте воспитанники заканчивают интернат?
- Есть и 20-летние выпускники, есть и постарше. За меньший срок им сложно освоить программу. Мы не говорим на уроках с помощью жестов: учителя постоянно работают над развитием речи. Девять педагогов в нашей школе имеют по два высших образования: первое - педагогическое, второе - сурдопедагогическое. Специалисты целенаправленно работают над постановкой звуков, над произношением. А по окончании школы ребята получают аттестат об основном общем образовании. То есть проходят норму девяти классов общеобразовательной школы.
- И потом забота о них ложится на плечи родителей?
- Не только. Мы тоже принимаем участие в их судьбе, отслеживаем, куда поступили учиться, куда устроились на работу. Хотя теперь с трудоустройством очень непросто. Раньше ведь целые цеха на заводах были для слабослышащих. А сейчас этого почти не осталось. Но ребята и так устраиваются. Учатся в вузах, даже в столичных.
- Что, на ваш взгляд, необходимо привить ребенку в первую очередь?
- Целеустремленность и умение отличать добро от зла. Жизнь заставляет ребенка быть более закаленным, сильным, вырабатывать характер. Надо уметь подниматься и опускаться, а не только взлетать и падать. А если ты упал, надо встать самому и не ждать, когда тебя кто-то поднимет. Хотя я верю, что мир не без добрых людей. Хочется, чтобы чаша весов правосудия была на той стороне, где больше добра и тепла.