Примерное время чтения: 8 минут
1686

Уроки основ православия в школе – насаждение религии или повод поговорить о добре и любви?

Фото Максима Кармаева

Его введение вызвало множество толков и споров не только среди родителей, но и в учительском сообществе. Паломничество на Афон, конечно же, никто не предлагает, но подобный предмет - действительно, что-то новое. «Посмотрим, жизнь покажет…» – говорили многие. Прошёл месяц, и корреспонденты «АиФ в Омске» решили узнать, как же приняли омичи новый предмет. Для чистоты эксперимента мы отправились в городскую школу №144 и сели за парты вместе с четвероклассниками. В этой школе преподается модуль «Основы православной культуры».

На уроке

– Ребята, а что такое церковь? – из задумчивой расслабленности меня выводит голос молодой учительницы.

В классе поднимается лес рук, и я с ужасом понимаю, что если Ольга Николаевна всерьёз приняла правила игры и спросит сейчас меня, ответить – не смогу.

– Церковь – это здание, где люди молятся, – слева от меня говорит черноволосый мальчик с голубыми глазами.

– Церковь – это место где есть иконы и очень красиво, там люди говорят с Богом, – дополняет светловолосая девчушка.

Я внимательно вглядываюсь в лицо педагога, – как она отреагирует на такую трактовку? Но Ольга Павлова дипломат, она принимает все ответы, а в общении с учениками корректирует их. 45 минут пролетают быстро, урок напоминает дискуссию по теме «Принятие христианства на Руси». За несколько минут до звонка учитель даёт домашнее задание.

– Подумайте с родителями над вопросом, зачем нужно творить добро? – гооврит учительница, – Так звучит тема нашего следующего урока. До свидания!

Простые вопросы и сложные ответы

На перемене мальчишки и девчонки с удовольствием делились впечатлениями от нового предмета.

– Мы изучаем много интересного, учимся работать в команде, помогать друг другу, узнаём наше прошлое, – волнуясь, говорит Сергей Бочалов.

– Мне интересно на уроках, – добавляет Анжелика Челданова. – Совсем не трудно, на дом задания лёгкие дают. И оценки не ставят! Учебники красивые.

Примерно такие ответы я получила ещё от 10 учеников 4-ого класса. Удивительное единодушие! Или наоборот вполне объяснимое. Ведь ребятам всего 10 лет, и в таком возрасте всё новое интересно. Четвероклашки готовятся к следующему уроку, а я направляюсь в кабинет учителя истории и естествознания для обстоятельного разговора.

Меня волнует один вопрос, чему учит предмет «Основы религиозной культуры и светской этики»?

– Курс направлен на повышение общей культуры учеников, поясняет Ольга Павлова, учитель истории и естествознания. – Предмет рассчитан на привитие детям общечеловеческих ценностей и норм морали. Вообще, конечно вокруг него ходит много слухов, переходящих в небылицы. Кто преподаёт предмет? Неужели священники? Говорили даже о том, что будут организованы секты и дети ударятся в религию. Ничего подобного. Курс светский. На уроках освещаются моменты истории, либо разбираются нравственные категории. Такие, например, как добро и зло. Поверхностно, доступно для детского понимания. Учение Евангелия или Библию мы на уроках не изучаем.

omsk.aif.ru: – Значит домашнего задания – выучить молитву в дневнике у четвероклассников не будет?

О.П.: – Нет. Конечно, такого д/з нет. Все задания творческие, к их выполнению нужно частенько подключать родителей, это очень сближает, и дети это подтверждают. Мне как-то ученица сказала, что она не видит маму и папу, потому что они много работают и приходят домой поздно. Я объяснила ей, что нужно уловить минутку, задать им вопрос, и они обязательно ответят. Пусть 5 минут, но ребёнок и мама побыли вместе.

Каких-то письменных упражнений или зубрёжки параграфов – нет. Зачем? Четвётый класс – это ещё маленькие дети, и серьёзно изучать исторические какие-то аспекты ни к чему. Мы обсуждаем нравственные понятия, которые в современном мире особенно ценны. Вот, например тему «Крещение Руси» мы проходим в 6-ом классе и не каждый ребёнок даже может уяснить её с первого раза. А тут 4-ый класс, им надо так материал представить, чтобы они в своей маленькой голове какие-то моменты оставили. Недаром вторую половину урока мы посвятили вопросу «Значение православной религии». И дети отвечали, что она учит добру. Я считаю верным, что курс преподаётся в 4-ом классе. В этом возрасте формируется поведение у детей, в старшей школе уже поздно закладывать основы добра, гуманности, терпимости.

omsk.aif.ru: – Знаю, что родителям на выбор предлагали несколько модулей курса, как этот процесс прошёл в вашей школе?

О.П.: – Да, они могли выбирать. Им предложили шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Не знаю, как так совпало в нашей школе, но все родители выбрали курс «Основы православной культуры». Это редкость. Когда проходила профобучение то узнала, что в других школах выбрали по два, а то и три направления. Ведёт все предметы один учитель, но на разных уроках. Нам повезло. Мы ни на кого не давили, родители сами так решили, хотя в школе учатся и дети-мусульмане.

Безотметочный урок

omsk.aif.ru: – А кто приобретал учебники, какого автора выбрали?

О.П.: – Учебники школа получила бесплатно. В Омске предмет проходит апробацию и учебниками нас обеспечило государство. Опять же учебники предоставили разных авторов и школа могла сама выбирать. Мы остановились на авторе Андрее Кураеве. Он даже приезжал в Омск и давал пояснения по учебнику. В нём много картинок, фотографий, дети трудностей при прочтении материала не испытывают, потому что ориентирован он не на изучение религии, а на те поступки и моральные качества, которых не хватает в современном мире.

omsk.aif.ru: – Школьники будут изучать курс 2 года? На учебнике написано 4-5 класс.

О.П.: – Первоначально он задумывался так: полгода в 4-ом классе изучают, полгода – в 5-ом. Но потом решили не разбивать курс и дети пройдут программу за один год, в четвёртом классе. У нас прошло с начала года четыре занятия и я вижу, что детям интересно, они с удовольствием отвечают. Даже на переменах подбегают и хвастаются, что разговаривали с мамой и папой, и они рассказали то-то и то-то, а они раньше этого не знали. Предмет еще, чем хорош? Да тем, что в старшей школе им все эти знания пригодятся на истории и естествознании.

omsk.aif.ru: – А по каким критериям будет выставляться оценка?

О.П.: – Традиционной системы оценивания нет. То есть конкретных баллов: «2», «3», «5». В графе оценка будет стоять «зачтено» – «незачтено». Это верно.

Мнение родителей

Александра Петровна

– Введение нового урока лично меня обрадовало, я бы назвала его уроком добра. У меня ребенок постоянно спрашивает: кто сотворил мир, что такое зло, добро, любовь, кто такой Бог. Теперь ему могут грамотно всё объяснить.

Сергей

– Преподавать основы религии должен человек, хорошо знающий иудаизм, христианство, ислам. Только специалист, уважающий другие конфессии имеет право давать детям какие-либо знания, мы живём в многонациональном государстве.

Тамара Ивановна, бабушка

– Поначалу были некоторые опасения, или страх перед новым пдметом. Уж очень необычно звучало его название. Нас то в школах учили, что Бога нет. А сейчас я вечерами учу с внучкой уроки и понимаю, что ничему плохому этот предмет не научит, он бы и старшеклассникам не помешал, может материться бы перестали. Никто не заставляет детей верить в Бога, и я не думаю, что таким образом церковь смогла бы «привести нас всех к одному знаменателю». Вера это нечто большее, чем просто разговор о ней.

Алексей Иванович

– Мы присматриваемся к предмету, он пока преподаётся «на ощупь». Вроде всё нормально, хотя добру, любви, пониманию научить сложно. Школа одна не справится, эти истины идут из семьи.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах