Больше 30 лет этот педагог отдал школе. Каждые раньше три, а теперь четыре года Татьяна Лихачёва, замдиректора по учебно-воспитательной работе омской гимназии N 84, набирает малышей и выпускает их.
В юности Таня очень любила играть во дворе с малышнёй. Тётя, воспитывавшая девушку, настояла на поступлении в педучилище. Однако после его окончания Татьяна "взбрыкнула" и пошла в финансово-экономический институт. Успешно сдала экзамены и... схватилась за голову: "Что же я наделала? Как же я без детей!". Поэтому срочно "перепоступила" в педагогический.
Педагог. Он же "ангел"
- Татьяна Антоновна, 31 год Вы уже работаете в школе. Скажите честно, не надоело?
- Дети такие разные - они не могут надоесть. Каждый год, не говоря уже о каждом выпуске, что-то меняется: в программах, в предметах, даже сами ребята становятся другими.
- То есть дети, которых Вы учили 30 лет назад, и сегодняшние кардинально отличаются друг от друга?
- Знаете, мои первые ученики на полном серьёзе думали, что педагог - это не обычный человек, что мы не можем, к примеру, есть или спать, как все остальные. Сегодняшние дети гораздо проще к этому относятся: больше знают, раскованные. Я не скажу, что это плохо, напротив, с ними легче общаться.
- Это общая тенденция или именно ваши "гимназические" дети такие?
- Безусловно, это поколение последних лет, по-моему, оно даже мыслит по-другому. Конечно, к нам в гимназию приходят ребята, в большинстве своём получившие предшкольную подготовку в детском саду, в центрах раннего развития. Когда-то в первом классе было два-три читающих ребёнка, сейчас столько же не умеющих читать. Причём это касается не только чтения, дети сейчас очень любознательные, их интересует то, о чём в их возрасте мы раньше и не задумывались.
Дети умеют спорить
- Сегодня такое обилие учебных программ, что родители за голову хватаются: куда отдать ребёнка, что выбрать? Или выбирать надо не программу, а учителя?
- Когда наша общеобразовательная, а позднее школа с углублённым изучением предметов стала гимназией, педколлектив долго приглядывался, нам даже в институте усовершенствования учителей посоветовали отойти от "традиционки". Мы выбрали "Школу-2100" и, считаю, не прогадали. Эта программа учит детей добывать знания, а не преподносит их готовыми на тарелочке. Поэтому у ребят пытливый ум, они умеют дискутировать, обсуждать проблему, искать пути её решения.
Что же касается выбора учителя... расскажу историю из своей жизни. Когда пришла в 84 школу (до этого с мужем, военным медиком, объехала полстраны и даже в Германии работала), мне достался сразу второй класс после очень опытного учителя. И родители ко мне отнеслись, мягко скажем, настороженно. Однако когда выпустила ребят и стала набирать первый класс, уже пришли чьи-то сёстры и братья. Раз люди во второй раз привели своего ребёнка, значит, мне доверяют. И с тех пор так каждый набор бывает: учу или брата, или сестру бывших учеников. Рожают они "под меня", что ли? (смеётся).
- Теперь Вы заместитель директора, и отбором кадров занимаетесь сами. Хотя при нынешнем "антипрестиже" профессии педагога, наверное, уже не до отбора, укомплектовать бы...
- Когда я пришла сюда работать, то среди учителей существовал конкурс (!), "с улицы" педагогов не брали. И до сих пор мы можем позволить себе выбирать лучших учителей. Так как на базе нашей школы работает лаборатория экспериментальной площадки для педагогов области, мы часто принимаем гостей и сами ходим в другие школы, в институт усовершенствования учителей. Там активных и талантливых приглядываем и, как только место освободится, "переманиваем".
Хотя, конечно, молодёжь в школу идёт неактивно. Мы стареем, а смены не видно.
- Я же говорю, престиж профессии падает, да и денег мало платят...
- Зарплата у педагогов младшей школы действительно меньше, чем у предметников средней и старшей. А заняты-то мы гораздо больше! У нас нет перемен, мы всегда рядом - дети маленькие. Учитель в первом классе - это вторая мама: пуговицы застегнуть, шнурки завязать, по голове погладить... Не любя детей, работать невозможно, они сразу чувствуют фальшь. "Зайчики" и "солнышки" можно говорить сколько угодно, но они в твоих глазах читают, как ты к ним на самом деле относишься. Поэтому, конечно, материальная сторона дела немаловажна, но главный стимул работы для педагога - любовь. К детям, к своей школе, словом, к работе.
Отличник-"десяточник"
- Сегодня много говорят об изменениях в системе оценки знаний ученика. Дескать, надо вводить другую шкалу, может быть, высшим баллом считать "десятку". Как Вы к этому относитесь?
- Безусловно, мир меняется, и мы должны меняться вместе с ним. Поскольку педагоги в нашей гимназии прогрессивные, мы следим за омскими школами, где проводят эксперименты с отметками. Все понимают, что бывают разные "тройки", да и "пятёрки" друг от друга, скажем так, качественно отличаются. Я согласна, что систему оценки надо менять, но о-о-о-очень осторожно, особенно у нас, в начальной школе. Для малыша хорошая отметка - мощный стимул к учёбе, это надо учитывать.
- А школьная форма зачем нужна? И кто пришёл к идее её возрождения?
- А вы заметили, что всегда выпускницы на "последний звонок" приходят с бантами и в школьной форме? А ведь они её никогда не носили! Значит, потребность есть. Мы, педагоги, давно пришли к выводу, что форма нужна, но ждали, пока родители тоже "дойдут" и нам эту идею предложат. Нынче у нас уже четыре параллели - 1-2 и 5-6 классы - ходят в форме. Ребятам самим нравится! На пиджаках у них фирменный знак 84 гимназии, они говорят: "Мы от других отличаемся".
- 84 гимназия имеет два здания. Для чего это нужно?
- Наша школа распахнула свои двери 55 лет назад, 5 декабря 1984 года. За полстолетия мы, конечно, выросли "из стен" просто физически. Поэтому когда удалось добиться, чтобы здание напротив (до этого принадлежавшее интернату) отдали гимназии, все были несказанно рады. И сразу было решено: малыши переедут. Сейчас нам завидуют другие школы, потому что у наших малышей есть свой спортзал, столовая, актовый зал. Мы даже научные чтения свои проводим.
- Когда в основную школу переходят, за своих переживаете?
- Конечно, переживаем, и с радостью встречаемся с ребятишками, которые не забывают о своих первых учителях, прибегают поделиться радостью, попросить совета, а иногда и просто сказать, что нас им не хватает. А мы наблюдаем за процессом их взросления, интересуемся успехами, радуемся достижениям. Мы продолжаем верить в наших учеников.
Кстати
Татьяна Лихачёва, 1959 г. р. Окончила Омское педучилище, затем Саратовский пединститут по специальности "учитель начальных классов". С 1993 г. работает в гимназии N 84 учителем, с 2003-го - завучем. Почётный учитель РФ.