Казалось бы, разговоры о выборе будущей профессии начинаются едва ли не с младших классов. Однако к моменту выпуска из школы предпочтения ребёнка могут не раз измениться, в то время как мамы и папы продолжают настаивать на своём.
Амбиции прошлого
«Я не хочу учиться на бухгалтера, а моя мама говорит, что надо поступать на эту специальность: мол, всегда будешь при деньгах, - жалуется омичка Аня, 15-летняя ученица городской школы. - Но ведь бухгалтер не сам деньги печатает. И смотря в какой организации будешь работать. Все хлебные места давно заняты, а в какой-нибудь маленькой фирме и с бухгалтерским образованием на копейках будешь сидеть».
Часто свои нереализованные амбиции родители пытаются воплотить в детях, что отражается на психологическом состоянии ребёнка. Это давление со стороны родителей может быть настолько велико, что подросток просто замыкается в себе.
Ещё одной крайностью становится то, что родители не хотят отпускать ребёнка от себя - и, как результат, выбирают учебное заведение попроще и поближе к дому. Железный аргумент: «Зачем тебе ездить на другой конец города? Учиться будешь в колледже через две остановки». Однако там может не оказаться той специальности, которой хотел бы овладеть подросток. Приходится выбирать какую-то другую, более-менее подходящую.
Ни для кого не секрет, что тренд будущей России - технические специальности, что связано с подъёмом промышленности и оборонного комплекса. За пару лет такие тенденции не изменяются, а напротив, крепнут, обретают всё более ясные ориентиры.
Жизнь для науки
Подстраиваются под запросы времени и школы. Акцент на развитии технического мышления учащихся решили сделать в омской средней школе №118, где для начальных и средних классов предусмотрен кружок робототехники. Для старшеклассников успешно функционирует ракетно-космический класс, который в этом году обзавёлся новой дисциплиной - робототехникой.
Родители не хотят отпускать ребёнка от себя.
Более 10 лет школа сотрудничает с одним из омских предприятий, которое оснащает ракетно-космический класс необходимым оборудованием, а это и специальные парты, и конструкторы. Активно взаимодействует с учебным заведением ОмГТУ, чтобы затем привлечь на работу молодых специалистов.
На сегодня в школе два ракетно-космических класса: 10-й и 11-й. По словам педагогов, ученики ракетно-космического класса выигрывают у обычных профильных классов именно благодаря уклону в технические дисциплины за счёт увеличения количества учебных часов. Например, если в обычном классе физику изучают два часа в неделю, то здесь - пять. А на долю информатики выпало четыре часа, два из которых занимает инновационная дисциплина «робототехника». То есть ничего кардинально в учебном плане не меняется, добавляются только учебные часы. Для более углублённого изучения технических предметов ученики 11 класса раз в неделю ездят в ОмГТУ, где изучают физику, а 10 класс в стенах университета занимается инженерной геометрией.
Только лучшие
Как оказалось, попасть в ракетно-технический класс не так уж просто. Для начала все желающие подают документы и сдают вступительный экзамен, по итогам которого определяются 25 сильнейших. Выбирают учеников также по рейтингу аттестатов за 9 класс, то есть должно быть не менее 4,5 балла. И конечно, чтобы по техническим предметам были отличные оценки. Зато попавшие в заветный список могут практически не беспокоиться о трудоустройстве в будущем.
Программирование материнских плат, конструирование механизма, который станет служить основой для материнской платы, и даже создание автомобиля, который будет двигаться по заданной траектории, - всё это лишь некоторые составляющие инновационной образовательной дисциплины - робототехники.
Елена Тельнова |
«Мне по душе конструировать, собирать. Это интересно и, возможно, в будущем поможет сделать весомый вклад в науку, - рассказывает Елена Тельнова, ученица школы № 118 ракетно-космического класса. - После окончания школы хочу поступить в ОмГТУ, но другие варианты тоже рассматриваю. Учиться сложно, но интересно, учителя поддерживают и говорят, что я справляюсь. В классе мы обычно воплощаем те задумки, которые в теории разрабатывали дома, вот такое у нас домашнее задание. Было бы интересно посвятить свою жизнь этой области науки».
Пока два ракетно-космических класса существуют лишь в школе №118, однако перспективы развития такого углубленного изучения технических наук велики. Уже в октябре на базе ОмГТУ будет создан центр подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для производства ракет-носителей семейства «Ангара».
От редакции. Впрочем, какие бы тренды ни диктовали нам свои условия, никто не отменял специфику развития ребёнка, которую надо учитывать в первую очередь. Бессмысленно подростку с гуманитарным складом ума поступать на техническую специальность. Учитесь исходя из требований ближайшего будущего и личных талантов - эти два фактора должны в обязательном порядке присутствовать.
Мечты и реальность
Ольга Артемьева |
«Безусловно, не следует поддаваться стереотипу модной профессии, - говорит Ольга Артемьева, замначальника отдела региональной службы занятости населения. - Выучиться на средненького юриста - не вариант. К сожалению, профессии, востребованные в наши дни, могут потерять свою актуальность уже через пять лет, то есть как раз к моменту выпуска студента из вуза. Надо смотреть немного вперёд. Например, вы планируете обучение ребёнка в столице. Но хватит ли вам на это денег через два-три года? А ведь ваш ребёнок остаётся в полной уверенности, что поедет учиться в Москву либо вообще за пределы страны. Психологическая травма может быть роковой - в другом вузе подросток уже будет учиться спустя рукава.
Ежегодно омская служба занятости оказывает профконсультационные услуги около 68 тыс. омичей. Из них примерно 40% - молодёжь, остальные - люди с опытом работы, которые хотели бы сменить сферу деятельности».
Омский топ-55
Наталья Рыбникова |
«У нас бывали ситуации, когда во время разговора профконсультанта с ребёнком мы просили маму подождать за дверью, иначе невозможно было понять, чего же хочет сам ребёнок, - комментирует Наталья Рыбникова, директор областного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. - В выборе специальности крайне важно предусмотреть запасные варианты. Для этого необходима адресная и глубокая работа с ориентацией на будущую профессию. Сегодняшняя жизнь настолько сложна, что наши планы могут неожиданно разрушиться. Всегда нужно иметь запасной вариант специальности с общим профилем.
Специалисты областного центра профориентации даже составили ТОП-55 профессий, которые будут наиболее востребованы в ближайшее время. В этом списке нет юристов и экономистов, но зато есть инженеры, техники, электромонтёры, арматурщики, монтажники, слесари».
Владимир Половинко |
Плюс английский
«В последние несколько лет серьёзно возросло влияние родителей на выбор профессии детей.Одновременно расширилось и поле конфликтного взаимодействия. Зачастую родители ориентируют выпускника с учётом своих амбиций, а также исходя из ситуации на рынке труда, которая существует сейчас. Напротив, надо ориентироваться на ситуацию, которая будет через 5-7 лет. Ведь именно в это время молодой специалист начнёт искать работу. Фактор огромного значения - давление со стороны взрослых. Ребёнок прислушивается к их мнению, а через год вдруг понимает, что поступил не в тот вуз или колледж. Не случайно число желающих сменить профессию после первого курса за последние три года увеличилось примерно на 20%. Ещё одно поле взаимодействия - бюджетные и небюджетные места. Скажем, абитуриент планировал поступить на одну специальность, но не поступил - денег, чтобы учиться платно, нет, и он уходит на другую специальность.
Тем, кто так и не определился с выбором, следует получить системное образование и сформировать надпрофессиональные компетенции, которые пригодятся в любой деятельности. К ним относятся, например, коммуникабельность, лидерские качества, аналитическое мышление, знание основ IT или английского языка», – отмечает Владимир Половинко, профессор, завкафедрой экономики и социологии труда ОмГУ, доктор экономических наук.