Современная тенденция такова: гуманитарии по-преж-нему наступают, а технические специальности остаются за бортом. Как не прогадать с выбором дела жизни? Об этом «АиФ в Омске» говорил с Галиной КОВАЛЕНКО, руководителем отделения профес-сиональной диагностики Омского центра профориентации.
Опять юристы?
- Галина Николаевна, раньше в школах были психологи, которые занимались профориентационной работой. А сейчас?
- Я бы так не сказала - в нашем центре запись на консультации с использованием профессиональной диагностики ведётся на полтора месяца вперёд. В год через нас проходит около 90 тысяч человек. Причём различные мероприятия мы проводим не только на базе центра, но и выезжаем в общеобразовательные и коррекционные школы, детские дома, социальные центры, которые работают с несовершеннолетними. Как в городе, так и в области. В каждой школе есть педагог, ответственный за профориентационную работу, так что сами себе в этом выборе школьники точно не предоставлены.
- И с какого возраста нужно начинать рассказывать ребёнку о выборе профессии?
- Информацию дети должны получать с первого класса. Ближе к 8-му классу необходимо пройти компьютерную профориентационную диагностику. Но это не означает, что в 13-14 лет уже чётко надо решить, кем человек хочет стать. В 8 классе необходимо определиться с профилем обучения, чтобы быть хорошо подготовленным по тем предметам, которые будут необходимы при выборе профессии.
- Гуманитарный профиль у школьников лидирует. На потребности рынка труда никто не смотрит?
- Несмотря на то, что в первую очередь мы информируем о потребностях рынка труда, многие учащиеся выбирают гуманитарное направление. Но мы ведь можем только информировать, а не навязывать своё мнение. Однако каждый старшеклассник ознакомлен с политикой нашей страны, с тем, что в будущем будет остро ощущаться нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов среднего звена, высококвалифицированных рабочих.
- И часто они меняют своё мнение?
- Многие говорят, что раньше об этом как-то не задумывались. В основном мотивом выбора профессии в первую очередь служит оплата труда. И даже когда профессия очень нравится, но она плохо оплачивается, ребёнок сомневается. Та же профессия педагога. Приходится объяснять, что профессионал всегда будет востребован. А хороший педагог может заработать с помощью репетиторства.
Можно и в колледж
- Свои личные амбиции родители при помощи детей реализуют? Вот не стал я адвокатом...
- Напрямую родители об этом не говорят, но это прослеживается в процессе беседы. Бывает, что мнения родителя и ребёнка не совпадают, поэтому родители обращаются к нам, чтобы найти в нашем лице союзника. И здесь мы не помощники, если выбор родителей не совпадает с интересами и способностями ребёнка. В данном случае приходится работать с родителями, чтобы они дали возможность своему ребёнку получить то образование, которое ему интересно. Чтобы не получились у нас специалисты с дипломами без троек, но не востребованные на рынке труда, так как у них отсутствуют качества, необходимые для данной профессии.
- А часто случается, что к 11 классу выпускник так и не решил, куда поступать?
- Кто-то обращается со спорным вопросом (нравится сразу две профессии), кому-то надо просто подтвердить сделанный выбор. Сложнее бывает, когда выпускник выбрал ЕГЭ, но не выбрал профессию. Трудность заключается в том, что в данной ситуации приходится идти от обратного, подбирать не предметы под профессию, а наоборот. Есть ещё одна проблема, когда ребёнку сложно даётся учёба уже в 9 классе, а родители настаивают, чтобы он продолжил обучение в 10-11 классе. Они нанимают репетиторов, натаскивают на тесты и не всегда понимают, что надо не только поступить в высшее учебное заведение, но и учиться там. Такому ребёнку намного проще получить высшее образование через колледж. Поэтому родители после консультации говорят: «Вы открыли нам глаза на , что обучение в колледже - первая ступень профессионального образования».