Примерное время чтения: 14 минут
117

В путь за качественным образованием

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Омске 28/05/2008

Легко ли будет поступить в высшие учебные заведения в этом году, каковы особенности приёма в вузы? Эти и другие самые злободневные для абитуриентов вопросы обсуждались представителями регионального министерства образования, ректорами и проректорами крупных вузов на круглом столе в редакции "АиФ в Омске".

"Нынешние выпускники родились в начале 90-х годов прошлого века, в период, когда рождаемость была катастрофически низкой. Не будут ли сейчас вузы воевать за студентов?" - поинтересовались мы у Игоря Щёткина, заместителя министра образования Омской области. "А вузы всегда за них воевали, - последовал невозмутимый ответ. - В этом нет ничего плохого".

Абитуриенты в дефиците?

По словам заместителя министра, поступать в этом году, как и прежде, будут не только выпускники одиннадцатых классов, но и выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования, студенты, оплачивающие свое обучение, и те, кто не поступил в прошлом году. При этом бюджетных мест станет меньше на 7-10%. "У Министерства образования и науки России есть цель - увеличить в этом году бюджетный набор по техническим специальностям, а по гуманитарным - сократить", - поделился Игорь Щёткин.

По словам представителей ОмГТУ и ОмГПУ Александра Мышлявцева и Владимира Гама, конкурс нынешним летом будет не таким жёстким. "Демографический спад скажется на том, что на бюджет поступить будет всё-таки легче, - заметил Александр Мышлявцев, проректор по учебной работе ОмГТУ. - Это объективная реальность. В прошлом году подобное пережили томичи. У них средний проходной балл снизился более чем в 1,5 раза".

Владимир Гам, проректор по учебной работе ОмГПУ, поддержал коллегу и уточнил, что в Омске именно в этом году будет мало выпускников. "В связи с переходом школ на 11-летнее образование была пропущена одна параллель, - рассказал он и тут же предостерег всех лентяев. - Томск и Кемерово переходили на такую систему годом раньше нас, конкурсный отбор у них уменьшился почти в два раза, абитуриенты показали не очень хорошие результаты, но... отчисления на первом курсе увеличились на 30-40%. Учебная программа-то не меняется, уровень сложности остается прежним".

"Профессура смеётся, но делает"

В 2009 году в системе высшего образования произойдут колоссальные изменения. Во-первых, полный переход на ЕГЭ (за исключением ряда творческих и спортивных специальностей), во-вторых, многоуровневая подготовка практически по всем специальностям, в-третьих, смена стандартов подготовки.

Особенность поступления в омские вузы в этом году - шесть экзаменов в форме ЕГЭ (русский язык, математика, физика, химия, история России, обществознание). "Приёмные комиссии будут меньше работать, - резюмируют преподаватели, - остались только география, биология, иностранный язык и еще несколько дисциплин, которые абитуриентам предстоит сдавать, как обычно".

Кстати, в нашей стране уже были попытки "запрячь" в тест даже литературу... "Говорить о тестах, связанных с литературоведческими дисциплинами, - нонсенс... хотя подобные попытки существовали и существуют, - отметил Александр Еремеев, ректор Омского Гуманитарного института. - Профессура смеётся, но делает. Приходится выполнять то, что требует руководство".

Бакалавр: объект не опознан

При проведении реформы высшего образования встала острая проблема: работодатель "не верит" бакалаврам. "Не верит", потому что не знает, что это такое. Но с 1 сентября 2009 года набор в вузы будет идти преимущественно на бакалавриат, и работодателям хочешь - не хочешь, придётся с этим мириться. Идти после получения степени бакалавра на вторую, магистерскую ступень, или помахать родному вузу ручкой, выпускник будет решать сам.

"Высшая школа консервативна, а в грядущих переменах много подводных камней, - рассказал Александр Еремеев. - По некоторым предметам будет значительно сокращено количество часов. В Саратове на заседании Ассоциации гуманитарных вузов было предложение сделать "синтетические курсы", то есть собрать эдакую "солянку" из философии, культурологии, литературоведения, истории. Для гуманитарных дисциплин это особенно опасно. Диалог, общение студента с преподавателем сводится к минимуму, а в таких условиях научить мыслить человека очень сложно. Качество образования может пострадать. Я надеюсь, что думающий и осознающий свои перспективы студент будет двигаться к магистратуре".

"Магистры получают более качественное образование, чем студенты, проучившиеся традиционные пять лет, - поддержал Владимир Гам. - Количество часов уменьшится, срок обучения сократится. Без магистратуры из студента может получиться просто "хороший выпускник колледжа". Поэтому за магистров надо держаться. К тому же эта ступень даёт возможность обновления научных кадров, что актуально сегодня для высшей школы".

Ну а чтобы работодатели перестали воспринимать бакалавров как неопознанный объект, специалисты высшей школы видят такой выход: два года - общая подготовка как для гуманитарных, так и для технических направлений, а в последующие два года половину времени направить на подготовку под ту отрасль - предприятие, школу, больницу, - куда направится специалист после окончания вуза.

Учились и не научились...

Сегодня работодатели нередко упрекают высшую школу ещё и в том, что она выпускает специалистов, которые не владеют практическими навыками своей профессии. И далеко не каждому хочется тратить время на обучение молодёжи. Вот и получается, что между выпускником вуза и специалистом производства возникает некий вакуум. Кто же должен его заполнять?

У представителей высшей школы на этот счёт своё мнение. Да, есть претензии к качеству выпускников, но они, как правило, абстрактные. Не все предприятия точно знают, чего хотят от вузов. А те, кто знает, уже давно наладили с ними взаимовыгодное сотрудничество. Вплоть до совместного обсуждения с университетами и институтами индивидуальной программы обучения для студента и списка литературы, которую ему нужно прочитать. Такой работодатель готов вкладывать деньги в будущие кадры ещё в процессе их обучения и тем самым регулировать его профессиональную компетентность.

"Предполагается 50% объема часов отдать на усмотрение вуза,- заявил Александр Мышлявцев. - Это позволяет выстраивать так называемый профиль обучения по согласованию с работодателем. Так, целевым образом можно подготовить специалиста под нужды конкретного производства".

"Не важно, чему учили, важно, что умеет студент при выпуске, - присоединился к мнению коллеги Владимир Гам. - Его ценят за то, что он может делать, а не за то, что он изучал какие-то предметы. Если работодатель действительно серьёзно относится к подготовке кадров для своего предприятия, он имеет возможность контролировать процесс обучения, приглашать на практику студентов уже с третьего курса. И тогда при выпуске молодой специалист придёт работать на знакомое ему место, он будет знать свои обязанности, а работодатель будет уверен в качестве его труда".

Три года - и уже "старый"

Однако даже при таком раскладе часть выпускников, к сожалению, всё равно останется неохваченной "заботой" работодателя. Есть и другая проблема. "Перечень специальностей, по которым мы ведём подготовку, не в полной мере соответствует потребностям промышленности, - говорит Александр Мышлявцев. - Но если отрасль развивается, то мгновенно появляется спрос на выпускников. Показательный пример - машиностроительный комплекс. Он начинает подниматься, возобновляется работа предприятий, появляются оборонные заказы, растет заработная плата, что немаловажно. И впервые за много лет у нас на специальности "Металлообрабатывающие станки и комплексы" и "Технология машиностроения" был приличный конкурс, мы набрали студентов даже на коммерческую форму обучения".

Студентов-целевиков вуз обязан вернуть заказчику как полностью подготовленных специалистов. Остальные получают документ о самостоятельном трудоустройстве. Но не все выпускники идут работать по специальности. Причины здесь разные, но вопрос в том, что если в советское время диплом "устаревал" за десять лет, то сегодня - за три года. И если за это время выпускник так и не подтвердил знания работой по своему профилю, то, решив вернуться на производство после трёх-пяти лет скитаний по мелким коммерческим фирмам, он, скорее всего, получит от ворот поворот. Его диплом о высшем образовании потеряет силу, причём на вполне законных основаниях. В эффективности системы распределения работники высшей школы сегодня не уверены. Чтобы молодой специалист не сбежал с места работы через пару месяцев, нужны три гарантии: жильё, достойная зарплата и развитая инфраструктура. На словах это абсолютно логично, но на деле - редкость.

Филиалы закроют?

"В Омске давно муссируются слухи о ликвидации многих филиалов вузов, причём преимущественно филиалов коммерческих вузов. Это реально?" - задали мы вопрос присутствующим.

"Что значит "коммерческий вуз"? Мы живем в государстве, работаем по государственным образовательным стандартам, проходим государственную аккредитацию и мы же вдруг "негосударственные", - посетовал Евгений Дьяков, первый проректор ЕврИэМИ. - Формулировка "коммерческий вуз" - совершенно неправильная, как неправилен и термин "негосударственный вуз". Мнение коллеги поддержали и другие присутствующие.

Что же касается филиалов, то, по словам заместителя министра образования, уже в сентябре в регионе могут быть закрыты филиалы, не соответствующие требованиям, которые они заявили сами. "Создана комиссия Рособрнадзора, которая займётся проверкой соблюдения лицензионных нормативов высшими учебными заведениями", - рассказал Игорь Щёткин и добавил, что каждое учреждение теперь может быть проверено не раз в пять лет, а с интервалом в два года. Кстати, такие проверки, скорее всего, будут способствовать появлению в области официального рейтинга вузов.

Филиалы, в которых работа организована правильно, делают высшее образование доступным не только для омичей, но и для жителей области. У нескольких омских вузов существуют филиалы в нашем регионе. Например, в Таре своё представительство имеют педагогический и аграрный университеты, в Нововаршавке - только первый. Однако нововаршавцы имеют возможность переводиться из своего педагогического филиала не только в головной вуз педуниверситета, но ещё и в технический, и аграрный университеты.

Специалисты отмечают, что интеллектуальный потенциал области и северной зоны очень возрос после открытия там филиалов. "Что касается "региональных" студентов, то часто отмечают их большую заинтересованность в обучении по сравнению с городскими ребятами, - поделилась Елена Ващинкина, директор центра довузовской подготовки ОмГАУ. - Они более добросовестные и ответственные".

"Да, даже глава администрации города Тары говорит, что по улицам стало ходить не страшно после того, как появились два вуза, - улыбнулся Владимир Гам. - Рассматривать, нужны или нет филиалы, в этом контексте бессмысленно. Другое дело, когда филиалы столичных вузов дублируют образование, которое уже есть в нашем городе".

При создании филиала существует одна сложность: число студентов должно быть не меньше 500 человек. Одному вузу развернуться самостоятельно в районе не под силу - к такому выводу приходят все руководители высших учебных заведений. "К сожалению, пока нет нормативной базы для создания каких-либо межвузовских центров, - сетовали проректоры. - Где бы ни обучался студент, диплом выдать одновременно три вуза ему не могут".

К слову, не так давно в Нововаршавке сразу четыре омских университета пытались открыть "общий вуз". "Идея была простая. На базе филиала педагогического университета работают три вуза: аграрный, технический и физкультурный, - пояснил Игорь Щёткин. - На каком-то этапе что-то не удалось".

"Филиальная сеть должна развиваться, - говорит Лариса Ларькина, первый заместитель директора Омского филиала РосЗИТЛП. - Когда существуют отработанные технологии взаимодействия с головным вузом и налажена самостоятельная деятельность филиала, образование становится более доступным в регионах. Например, наш вуз, который является профессионально ориентированным на конкретные отрасли, возник именно с перспективой развития в стране широкой филиальной сети. И современная направленность на самообразование очень высоко поднимает планку заочной формы обучения. Возможно, наши заочники показывают не очень хорошие результаты "на входе" в вуз, но, учитывая, что все они люди очень мотивированные, то специалистами в итоге "выходят" исключительными. На мой взгляд, в образовательном процессе человек сейчас должен находиться непрерывно, всю жизнь, ведь всё так быстро меняется. Специалисту постоянно надо обновлять свои знания. В нашем вузе сейчас активно применяются технологии непрерывного образования".

Вузы объединятся?

От создания межвузовских центров в районах области рукой подать и до появления в Омске корпоративного университета. Но каким он будет?

"Сейчас идут споры по вопросу наиболее точного наименования комплекса, который сможет объдинить несколько уневерситетов и тем самым приобрести федеральное значение, - считает Игорь Щёткин. - Корпоративный университет не самое удачное название, точнее будет - университетский комплекс или федеральный корпоративный университет. В мае опубликован указ президента России Дмитрия Медведева о создании федеральных университетов. На совещении в Москве губернатор Омской области Леонид Полежаев поднял вопрос об образовании такого университета в Омске".

Стоит отметить, что количество федеральных университетов в стране будет ограничено. На сегодняшний день открыты Южный и Сибирский ФУ. Прописано создание Дальневосточного. Появится ли еще один "федерал" в Томске, Новосибирске или Омске, время покажет.

"А не шаг ли это назад? - размышляют тем временем омские ректоры и проректоры. - Сибирский федеральный университет устойчивых результатов не продемонстрировал, пока там хаос и анархия. Кроме того, что в каждый из них вливают по миллиарду рублей, других достижений нет".

"Липу" гонят журналисты...

Итогом круглого стола в редакции "АиФ в Омске" стало шумное обсуждение... поддельных дипломов. Напомним, что недавно в Омске были сняты со своих должностей несколько чиновников. У всех были подделаны дипломы.

"Потворствуют распространению поддельных дипломов ваши же коллеги-журналисты. В известных газетах публикуются различные объявления типа "дипломы любого вуза, недорого", - возмутился Виктор Полежаев, декан ФДП ОмГТУ. "Я не поленился как-то позвонить по указанному телефону, - добавил Евгений Дьяков. - Спросили, какой диплом нужен, заверили, что за неделю изготовят, и уточнили: с фотографией делать или без. А специалистам хорошо известно, что в дипломах нет фотографии".

В ходе бурного обсуждения выяснилось, что подделка дипломов - это еще и своеобразная... гордость для вузов. Если дипломы нашего учебного заведения подделывают, значит, все хорошо, высоко котируемся.

Итог дискуссии подвёл Игорь Щёткин: "Любой работодатель может сделать запрос в вуз и получить ответ, действительно ли человек учился здесь. Личные дела хранятся 75 лет, со всеми оценками. У каждого диплома есть свой номер, и подлинность их определить довольно просто". Так что лучше криминалом не увлекаться, благо, получить качественное образование в Омске сейчас не слишком сложно.

Комментарий специалиста

Евгений Кардаев, директор инженерно-строительного института СибАДИ:

- В нашей академии сложилась уникальная ситуация: за выпускниками буквально охотятся. Работодатели приезжают на защиту дипломов и пытаются понравившихся студентов "переманить" к себе. Почему переманить? Да потому, что заявок у нас больше, чем самих выпускников. Около 90% ребят устраиваются на работу туда, где они проходили практику. А тем, кто себя проявил, платят дополнительную стипендию. Работодатели участвуют и в формировании учебной программы, поскольку наш вуз имеет возможность вводить дополнительные часы и усиливать определенные стороны подготовки. Так, например, по просьбе работодателей была открыта специализация "Исследование и проектирование зданий".

Мнение

Александр Мышлявцев, проректор по учебной работе ОмГТУ:

- Технический филиал создать гораздо сложнее, чем гуманитарный. Чтобы обеспечить цикл обучения, надо создать техническую базу. Только один станок, который мы ставим сейчас в головном вузе, стоит 7 млн. руб. Для нас единственный выход - неполный цикл обучения: два-три курса в филиале, после чего студент приезжает в головной вуз.

Мнение

Лариса Черапкина, начальник учебного отдела СибГУФК:

- Вырастить высококвалифицированного спортсмена можно и вдали от головного вуза, если там созданы благоприятные условия, функционируют центры спортивной подготовки. Например, в условиях Крайнего Севера целесообразно развивать виды спорта, связанные с аэробной выносливостью, и именно там создаются центры спортивной подготовки лыжников, биатлонистов. У нас было представительство в Нововаршавке, однако в силу разных причин оно было закрыто.

В 2005 году между СибГУФК и ОмГПУ был заключён договор о сотрудничестве и совместной деятельности в сфере образования, согласно которому СибГУФК принимает в порядке перевода студентов Нововаршавского филиала ОмГПУ, закончивших два курса бакалавриата. В настоящее время наш университет имеет филиалы в городах Кемерово, Надым, Березовский.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах