Омск, 12 февраля – АиФ-Омск. Сами преподаватели к этой затее относятся неоднозначно – возможны серьёзные кадровые перестановки. Студентов же не радует перспектива поступить в один вуз, а закончить совсем другой.
Опрос: | |
---|---|
Сложно представить, как, к примеру, под одной крышей уживутся студенты и преподавательские коллективы ОмГУ, ОМГПУ и ОГИСа. Идея объединение вузов витает в воздухе с десяток лет, споры по этому поводу не утихают примерно столько же. Накануне в Омске профессора и преподаватели всех высших учебных заведений региона, представители органов власти и общественности обсудили варианты развития высшего образования.
Под одной крышей
Если идея объединения трёх университетов (ОмГУ, ОМГПУ и ОГИС) станет реальностью, в центре Омска появится целый студенческий городок. Вдоль набережной Тухачевского планируют построить общежитие и спортивный комплекс с бассейном. Переговоры о предоставлении земли уже ведутся. Однако объединить вузы не так-то просто: по той причине, что подобные решения утверждаются правительством РФ. Это особый статус университета и, по словам ректора ОмГУ им. Достоевского Владимира Струнина, число объединённых университетов вряд ли будет увеличиваться:
– Конечно, на территории региона должен быть крупный университет. Примеры – Белгородская область, где на базе одного вуза путём серьёзных финансовых влияний создали мощный региональный университет с численностью студентов более 30 тыс. человек. Такие объединения более динамичны, устойчивы, адаптивны к ситуации в экономике. Путь один - сливать близкие по ментальности университеты. В Омске это - классический, педагогический и институт сервиса. Вот в Казахстане пытались объединить тракторный вуз и педагогический – ничего не получилось. Разве они могли бы ужиться вместе? Невозможно в одну упряжку запрячь коня и трепетную лань. Или в Тамбове – объединили классический и технический университеты. Чтобы не было трений, существенную роль должна играть культурная основа.
Несмотря на все сложности, плюсы объединения вузов довольно весомые. Проще добиться выделения финансов на строительства общежития или стройплощадки одному крупному университету, нежели нескольким маленьким. Это экономит и время, и ресурсы. Выиграют от слияния и невостребованные специальности. Например, невыгодно набирать актёрские курсы, но и закрыть их тоже нельзя. Большой же университет, имея экономический запас за счёт платных образовательных услуг, может содержать нерентабельные, но нужные для региона специальности.
– Потому что если мы пойдём по пути прагматичной экономики, то просто закроем все специальности, оставив компьютерные технологии, юриспруденцию и право, – подытожил Владимир Струнин. – Я боюсь загадывать, когда объединённый университет всё-таки появится в Омской области. Это решать академической общественности, но я готов участвовать в этом процессе. Хотя мои коллеги, преподаватели других вузов, крайне негативно относятся к этому предложению и вряд ли они в скором времени решат, что это необходимый шаг. Преподаватели нашего университета не хотят растворяться в педагогическом образовании, а коллектив педагогического вуза – в классическом. И эти противоречия объективны.
Университет: электронный и национальный
Не обошли стороной на совещании и тему национальных университетов. Ректор ОмГТУ Виктор Шалай рассказал, что вуз намерен войти в число национальных исследовательских университетов, стать одним из центров развития региона в области технической науки и производства. По итогам выполнения программы стратегического развития в 2012 году объём научно-исследовательской работы в ОмГТУ составил более 208 млн руб. Достигнув объёма в 250-300 млн. руб., вуз сможет выйти на средний уровень показателей к моменту объявления нового конкурса НИУ. Статус национально университета отличается солидной господдержкой. Как следствие – другое качество вуза и другие результаты.
Что касается проекта создания электронного университета, который объединит региональные информационные ресурсы, то, по словам депутата Госдумы Олега Смолина, премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил эту идею:
– Недавно проходило совещание под руководством вице-премьера Ольги Голодец по поводу электронного обучения в России. Если мы будем меньше думать о том, каким путём нам идти, а двигаться по пути, который уже начат, то у нас есть реальные шансы быть первым в России региональным электронным университетом. Это общемировая тенденция. Разумеется, технологии все проблемы не решают, но без них современное образование невозможно. Этот проект нужно двигать с максимальной скоростью.
Прогноз
Татьяна Селиванова, консультант консалтинговой компании Strategy Partners Group:
– Вузы Омской области в ряде рейтингов занимают достаточно низкие позиции, но не следует забывать, что в регионе традиционно сильное направление по подготовке инженеров и квалифицированных рабочих для промышленности. В этом мы видим потенциал для дальнейшего развития образования. Экономике региона требуются специалисты со средним техническим образованием, при этом в большом количестве выпускаются специалисты с высшим гуманитарным образованием. А потребность в них только 11%. В Омске проведён опрос руководителей компаний, и 58% руководителей отметили проблемы дефицита квалифицированных кадров как одну из ключевых. При том, что в среднем по России эта проблема является ключевой для 43% предприятий. Жители региона отмечают, что основная проблема для них - отсутствие привлекательных рабочих мест по специальности. Гуманитарии и экономисты с высшим образованием вынуждены работать в сфере торговли и обслуживания.
Компетентно
Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы, доктор философских наук, член корреспондент РААН:
– Любая реформа в образовании должна исходить из принципа добровольности и опираться на мнение научного сообщества. Вопрос один: нужно ли объединять вузы или это решение является несвоевременным? Если в образовательном сообществе по этому поводу существует консенсус, и все хотят единый университет, что ж, в добрый путь. Красиво жить не запретишь. При этом нужно иметь ввиду следующие вещи. Первое – федеральный бюджет, который в целом к 2015 году планируется сократить примерно на 20%. Рассчитывать на количество дополнительных денег не стоит. Второе – результаты мониторинга. Все помнят, что в Омской области, к счастью, ни один государственный вуз не отнесли к неэффективным. Кстати, не существует доказательств, что большие размеры вуза избавляют его от неблагоприятных последствий мониторинга. Есть много примеров, когда большие университеты создавались на принципах добровольно-принудительных, и там до сих пор существуют большие проблемы в коллективах. Одна из моих знакомых из федерального вуза говорит, что до сих пор не удаётся сформировать единый коллектив и все бесконечно выясняют отношения: кто главнее, чей опыт важнее, кто имеет приоритет в объединённом вузе? Третье – это ожидаемые потери регионального бюджета в результате оптимизации. Четвёртое – сокращение преподавателей по узким специальностям. Я не считаю целесообразным объединять вузы, но если такое решение примет большинство образовательного сообщества, я с ним соглашусь.