Кто попадёт в эксперимент?
Говорят, не все школы уже с нового учебного года перейдут на новые стандарты. А сколько будет таких школ?
И. Суслов, Омск
Экспериментаторскому таланту чиновников от образования могут позавидовать все остальные их коллеги в других отраслях. Одним из главных новшеств ближайшего будущего станет введение стандартов второго поколения для основной и старшей школы. Напомним, что младшеклассники уже три месяца как живут по-новому, а в 2015 году повсеместно перейдут на суперстандарты и все остальные школяры. Более того, есть сразу 130 школ в Омской области, которые в рамках эксперимента начнут жить по новому стандарту уже в 2012/2013 учебном году.
Что мы знаем про эти стандарты? Да ничего. А ведь родители переживают. Учителя на их причитания реагируют вяло: преимущественно отделываются пространными рассуждениями о том, как здорово всё будет, когда стандарты всё-таки введут.
Кому компьютер - друг?
Чем отличаются стандарты второго поколения от предшественников?
Г. Сахаревич, Омск
На самом деле новшества многообещающие. Учебный процесс будет строится на умении ребёнка ставить цели. Уже на уроке он будет моделировать процесс познания, определять результаты деятельности. Очевидно, что это поможет в будущем проигрывать свои действия в жизненных ситуациях, не связанных с конкретной физикой и математикой. Очевидно, что до недавнего времени умение принимать решения в нашей школе не приветствовалось. Прочитал параграф, пересказал, и всё: шаг в сторону - расстрел. А особенно, если это шаг в сторону компьютера.
В новых стандартах всё иначе: компьютер стал лучшим другом. Хотите искать дополнительную информацию в Интернете - пожалуйста. Главное, чтобы искали. И бояться, что Интернет станет глобальным механизмом списывания, не стоит. Ведь сама по себе информация в чистом виде уже никому не нужна. Полученные сведения ребёнок будет вынужден применять в ситуации конкретного задания учителя. Например, один из лучших областных учителей, победитель одного из региональных этапов профессионального конкурса Виктор Гейлер, преподаватель физики Ключевской средней школы, предлагает своим ученикам решать нетрадиционные задачи, которые развивают многие компетенции, необходимые в жизни. Когда в 9 классе по программе проходят закон взаимодействия движения тел, учащимся предлагается особое задание: определить с помощью карты и дополнительной информации оптимальную модель доставки на место учёбы без опоздания и ещё доказать это. Цель педагога - научить именно работе с информацией, умению выбирать важные сведения в массиве информационного шума.
А как же ЕГЭ?
Новые стандарты - это хорошо. Но как связать инновации с итоговым тестированием?
Н. Шастинский, Омск
Предполагается, что нашим детям перестанут преподносить знания как догму, а научат мыслить и самостоятельно решать, какая из научных гипотез наиболее приемлемая. Например, Игорь Еву, учитель биологии Таврической средней школы, уже сейчас применяет практику открытых вопросов. Заданий, у которых есть множество решений, и все они имеют право на существование.
Это всё, конечно, замечательно. Только есть одно но, которое практически перечёркивает все прекрасные начинания, - это ЕГЭ. Обучать детей на практике - прекрасно. Формировать свободную личность с высоким уровнем информационной компетенции - достойно. Но как это вяжется с утилитарным тестом? Ребёнка, которого научили мыслить объёмно, загоняют в рамки плоского тестирования, от которого ещё и зависит его будущее. Есть ли у учителей решение этой нестыковки? Пока его не видно.