Одним из главных новшеств ближайшего будущего для избранных и отдалённого для всех станет введение стандартов второго поколения для основной и старшей школы. Напомним, что младшеклассники уже три месяца как живут по-новому, а в 2015 году повсеместно перейдут на супер-стандарты и все остальные школяры. Более того, есть сразу 130 школ в омской области, которые в рамках эксперимента начнут жить по новому стандарту уже в 2012-13 учебном году. Уже очень скоро!
А что мы знаем про эти стандарты? Ничего. А ведь родители переживают. Учителя на их причитания реагируют вяло: преимущественно отделываются пространными впечатлениями о том, как здорово всё будет, иногда вставляя в свою речь такие умные слова, которые нам, носителям учебной программы по стандартам первого поколения, кажутся непонятными.
Компьютер – друг
А ведь новшества ждут многообещающие. Главное чему научат наших детей – целеполагание. Ребёнок на уроке будет моделировать процесс познания, определять результаты деятельности. Очевидно, что это поможет в будущем моделировать свои действия в жизненных ситуациях, не связанных с конкретной физикой и математикой. Очевидно, что до недавнего времени умение принимать решения в нашей школе не приветствовалось. Прочитал параграф, пересказал и всё: шаг в сторону - расстрел. А особенно если это шаг в сторону компьютера.
В новых стандартах всё иначе: компьютер вдруг стал лучшим другом. Хотите искать дополнительную информацию в Интернете – пожалуйста. Главное, чтобы искали. И бояться, что Интернет станет глобальным механизмом списывания не стоит. Ведь сама по себе информация в чистом виде уже никому не нужна. Полученные сведения ребёнок будет вынужден применять в ситуации конкретного задания учителя. Например, один из лучших областных учителей, победитель одного из региональных этапов профессионального конкурса Виктор Гейлер, учитель физики Ключевской средней школы, предлагает своим ученикам решать нетрадиционные задачи, которые развивают в многие компетенции, необходимые в жизни. Когда в 9 классе по программе проходят закон взаимодействия движения тел учащимся предлагается особое задание: определить с помощью карты и дополнительной информации оптимальную модель доставки на место учёбы без опоздания и ещё и доказать это. Цель педагога - научить именно работе с информацией, умению выбирать важные сведения в массиве информационного шума.
Своя теория
К тому же нашим детям перестанут вдалбливать знания под видом догмы, а научат мыслить и самостоятельно решать какая из научных гипотез наиболее приемлемая. Например, Игорь Еву, учитель биологии в Таврической средней школе, уже сейчас применяет практику открытых вопросов. Заданий, у которых есть множество решений и все они имеют право на существование. Преподаватель приводит в пример клеточную теорию. На уроке, познакомившись с множеством теорий на этот счёт, дети могут выбрать ту, которая более предпочтительна или даже разработать свою.
Причём открытые задачи, которые хороши и сами по себе, приводят детей к дальнейшим важным выводам.
Связываясь с другими дисциплинами, они формируют личность ребёнка. Так, по словам Магдалины Наумовой, учителя химии Шербакульского лицея, раньше в учебниках существовала лишь одна модель производства этилена. А когда дети узнали, что этилен можно получать химическим путём из полиэтилена, то они не просто получили новое знание, но и придумали экологическое решение: преобразовать отходы полиэтилена, которого много на мусорных свалках.
Вообще получение знаний на практике особенно в естественных дисциплинах переоценить невозможно. Валерий Конышев, географ Степнинской школы активно применяет в работе полевые работы. Так учащиеся 6 классов, получив на уроке географии представление о том, что такое план местности, выходят на свежий воздух с целью этот план срисовать. Более того: если сначала они просто указывают расположение объектов, то, в конце концов проводят геодезическую съёмку с помощью теодолита!
А дома они закрепляют знания, проводя съёмку приусадебного участка. Причём для этого задания одних географических знаний недостаточно: школьники должны спланировать оптимальным образом посадки – а это уже задача биологии и других дисциплин. Согласитесь, впервые учебные предметы перестают существовать по отдельности, а преобразуются в полипредметный комплекс, да ещё и применяемый на практике в обычной жизни.
Всё портит ЕГЭ
Это всё конечно замечательно. Только есть одно но, которое практически перечёркивает все прекрасные начинания - это ЕГЭ. Обучать детей на практике – прекрасно. Формировать свободную личность, с высоким уровнем информационной компетенции – достойно. Обучать всем дисциплинам комплексно - выше всяких похвал. Но как это вяжется с утилитарным тестом, который придётся сдавать по итогам обучения? Получается ребёнка, которого научили мыслить объёмно загоняют в рамки плоского тестирования, от которого ещё и зависит его будущее. Есть ли у учителей решение этой нестыковки? Пока его не видно.