Сама идея ЕГЭ хороша, но вот её реализация страдает. Об этом говорят представители приёмных комиссий омских вузов.
Усилить контроль
Эксперты считают, что причины сложившейся ситуации во многом объясняются недостаточным общественным контролем. Как отметил Виктор ДРОБЫШЕВ, ответственный секретарь одного из вузов, общественным наблюдателям можно присутствовать на самом экзамене, однако проверка работ проводится уже без их участия. Эти вопросы можно решить на региональном уровне - издать положение о наблюдательном совете, прописать обязанности и полномочия. И вузы города могли бы принять в этом участие. Но даже на федеральном уровне этот вопрос пока не решен.
Виктор ПОЛЕЖАЕВ, декан одного из вузов, подчеркнул, что, по словам Любови Глебовой, руководителя Рособрнадзора, ответственность за проведение ЕГЭ возложена на регионы: «На примере омского могу отметить, что количество нарушений при проведении ЕГЭ не уменьшилось. В Омской области лучше всех справились с задачей районы области, что никак не поддаётся логическому объяснению». А достоверно ли лучше сдали сельчане ЕГЭ? Иван МАЛАХОВ, ответственный секретарь приёмной комиссии, удивлён, что во всех регионах России демонстрируют лучший городской уровень подготовки абитуриентов, а у нас - районный, хотя, как известно, проблемы в области есть и с наличием педагогического состава, и с уровнем его профессионализма.
Где выход?
За время существования экзамена эксперты находят в нём больше отрицательного, чем положительного. Если школа плохо «сдала» ЕГЭ, наверное, виноваты учителя. Если область плохо сдала ЕГЭ, видимо, повинно уже министерство. Поэтому всех устроит, если дети получат высокие оценки. А ещё лучше, чтобы из года в год улучшались средние баллы по предметам - есть о чём рапортовать выше и хвалиться. Не носит ли тогда ЕГЭ показной характер? Светлана МУХАМЕТДИНОВА, ответственный секретарь омского вуза, считает, что ЕГЭ стал своеобразной ловушкой, от которой страдают действительно талантливые, умные дети, которые вследствие коррумпированности не могут попасть на бюджетные места.
Ущемление прав
Иностранные граждане при поступлении в российские вузы могут, в отличие от наших, сдавать экзамены при поступлении в каждый российский вуз. А вот «наши» абитуриенты сдают экзамен только один раз, второй шанс даётся только двоечникам, что тоже очень странно… Но почему двоечник может пересдать экзамен во второй волне, а выпускник, который сдал экзамен на недостаточно высокий для поступления на бюджет балл, не может воспользоваться в текущем году второй попыткой, чтобы пересдать лучше?
Сложность сдачи ЕГЭ в этом году обусловлена и неоднозначными приказами министра образования России, изменяющими перечень вступительных экзаменов, и тем, что экзамены надо выбрать до 1 марта, а число бюджетных мест становится известным лишь в мае. Может, можно доносить до выпускников школ информацию о бюджетных местах до 1 марта, чтобы дети могли реально определиться, в какой вуз поступать?
Что же делать тем, кто готовиться к сдаче ЕГЭ на следующий год? Один из выходов - выбрать максимально большое количество предметов, однако равнозначно подготовиться ко всем экзаменам и получить по всем выбранным предметам хорошие баллы сложно. Эксперты советуют посещать подготовительные курсы в вузах или репетиторов с хорошими рекомендациями. Получается, что подготовка к ЕГЭ становится все более затратной.
Остаётся надеяться, что чиновники, от которых во многом зависит будущее наших школьников, поймут, что легче выучить одного студента, чем содержать одного заключённого.