О том, что на сайте филфака ОмГУ был размещен скан самого нестандартного ответа на ЕГЭ по литературе - мы писали 30 мая. А сегодня, 1 июня, страница с взбудоражившим интернет изображением уже была удалена. И изображения на сайте уже нет, зато в рубрике «шутка юмора» появились примеры ответов на вопросы за 2010-2011 годы. Среди таких ответов, например такие: «Пьяница Мармеладов, попавший под сокращение и не сумевший реабилитироваться» или «[Тонкий намек экзаменаторам:] В положении Раскольникова может оказаться каждый. Не сдав ЕГЭ, не получив аттестат, не найдя любимую работу...»
Но шутки шутками, а этично ли выкладывать ответы во всеобщий доступ? Не обидятся ли авторы-абитуриенты? Или еще хуже - не начнут ли будущие абитуриенты тоже хулиганить подобным образом? Или же наоборот - такие примеры - попытка несколько смягчить слишком серьезный подход к ЕГЭ и неким образом разрядить обстановку?
Представители филфака ОмГУ сообщили нам, что удивлены тому, какой ажиотаж вызвало размещение скана на сайте факультета - ведь ничего выдающегося абитуриентка точно не совершила, разве что была очень уж откровенна. Впрочем, ожидать волны подобных же откровений вместо ответов - не стоит.
Вот как прокомментировал ситуацию Виктор Полежаев, декан Омского государственного техни-ческого университета, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАЕ:
- Многолетний опыт работы в приемной комиссии вуза дает мне возможность припомнить различные связанные с этим комические ситуации. К примеру, абитуриентка, приехавшая из одной южной республики СССР, не осилив задачи по математике, с грубыми орфографическими ошибками слёзно просила поставить её троечку, – иначе дома её выдадут замуж за нелюбимого человека. Нередко абитуриенты (а чаще их родители) приходили посмотреть на абсолютно пустые бланки сданных ими работ и удивлялись неудовлетворительным оценкам. Ведь им кем-то было обещано решить вопрос зачисления. До сих пор в ходу распространенное мошенничество – взять деньги с абитуриента за поступление, не оказав при этом никакой реальной помощи. Поступил абитуриент сам – хорошо, нет – деньги возвращаются.
ЕГЭ во многом нарушил эти схемы, но породил другие. Абитуриенты в чатах делятся впечатлениями от ЕГЭ. Тут и примеры использования шпаргалок и различных технических средств, и то, что у мобильников при фотографировании во время экзамена срабатывали вспышки или звуковые сигналы. С этой точки зрения можно понять преподавателей ОмГУ – членов областной предметной комиссии ЕГЭ по литературе, которые поделились необычным деянием школьницы с коллегами.
Однако, надо задуматься и о другом. Не унизили ли они случайно само-любие этой абитуриентки. Ведь эта бравада – показная, к тому же рассчитанная на то, что об этом никто из близких и друзей не узнает. А если эту запись увидят родители выпускницы, хорошо знающие её почерк, и, возможно, заставившие дочь сдавать этот экзамен? Как они отнесутся к этому?
Восторгаться самообладанием и поступком этой девушки я тоже считаю излишним. Хотя по предложению автора этой заметки Рособрнадзор и отменил пересчет баллов из стобалльной шкалы в пятибалльную, однако при этом была допущена ошибка, – отменена привязка оценок аттестата к баллам ЕГЭ предметов по выбору. Абитуриенты стали записываться на некоторые предметы ЕГЭ «про запас», потому что неявка или полученные по ним низкие баллы никак не отражаются на получении аттестата. Трудно винить их за это в условиях неразберихи с набором вступительных испытаний в вуз. Однако, можно понять в этой ситуации и школьных учителей, которые всячески препятствуют участию в ЕГЭ таких выпускников из-за того, что они понижают показатели школы и лично учителя.