Не так давно нынешним выпускникам омских школ объявили результаты сочинения, зачёт по которому является допуском к единому государственному экзамену. Этот «промежуточный этап» появился только в этом году. Но он станет не единственным изменением, касающимся одиннадцатиклассников.
«Очень долго к этому шли всей страной. Видимо на это повлияли результаты экзамена, которые выпускники получали по стране в целом, и суждения о том, что «лирику» математика не нужна», - говорит Елена Куприянова, руководитель департамента дошкольного, общего, дополнительного образования министерства образования Омской области.
Результаты не блестящие
При этом школьник может сдавать ЕГЭ на двух уровнях – и на базовом, и на профильном. Сами экзамены будут проходить в разные дни. Для того, чтобы просто получить положительную оценку по математике в аттестате о среднем общем образовании достаточно справиться с более простым, базовым вариантом. Школьник получит только отметку по пятибалльной системе, её нельзя будет использовать при поступлении. А задача выпускника на экзамене на профильном уровне как раз получить результат, который он сможет предъявить в вузе, когда будет уже в роли абитуриента.
«Мы сами, то есть люди, давно окончившие школу, и математики, и не математики по образованию, попробовали этот базовый уровень решить. Интересно, хорошо, нормально, решаемо, - рассказывает Куприянова. – Я не решила только два задания: у одного решения просто не помню, а по второму не смогла вспомнить сходу формулу нахождения объёма шара. Или вот задача, например: начерчена окружность, в которой несколько радиусов и написано, что это колесо велосипеда. Нужно посчитать угол между двумя соседними спицами. Трудное задание? Ерунда: 360 градусов делим на количество. Или ещё пример задания: зарлпата Ивана Ивановича составляет 14 тысяч рублей. Он платит подоходный налог в размере 13% от зарплаты. Сколько денег он получает на руки?».
Без «угадайки»
В экзамен по иностранному языку для одиннадцатиклассников с этого года вводится и устная часть. Причём девятиклассники начали сдавать иностранный язык по новым правилам раньше. «Писать» и «говорить» выпускники будут в разные дни.
В этом году не только появились новые варианты и формы ЕГЭ: сами контрольно-измерительные материалы тоже изменились. Вся информация по каждому предмету есть на сайте федерального института педагогических измерений. Есть изменения, которые касаются всех предметов. Так, отсутствует чёткая градация на части А, В и С – идёт сплошная нумерация заданий. Это способствует снижению психологической нагрузки выпускника. Изначально он уже не думает о том, что перед ним задание части С, которое не сможет решить.
Процесс изменения единого государственного экзамена не останавливается. Сейчас эксперты готовят разработки под федеральные государственные образовательные стандарты. При этом уже определены несколько пилотных регионов. Омская область в список не вошла.
«В образовании происходят серьёзные изменения, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта. На мой взгляд, основная его суть в следующем. Поток информации, который обрушивается сегодня на наших детей в разы больше того, что получали раньше, а законы природы и математики остаются теми же. Для того чтобы ребёнок ориентировался во всём этом и правильно использовал свои знания, мог их применить, меняются и подходы в изучении. И отсюда все комплексные задания, - объясняет Елена Куприянова. - Могут дать текст художественный, а к нему задания из области биологии, математики, физики. Современные учащиеся начальной школы с этим прекрасно справляются».