Катастрофически низкие показатели экзамена по русскому языку вынудили министерство образования рекордно снизить балл, необходимый для получения аттестата. В последние два десятилетия омские школьники крайне редко становятся победителями и призёрами всероссийских олимпиад. Как изменить ситуацию?
«Куда мы идём?»
«Куда мы идём? Тяжело описать это место…» – такими словами ёмко охарактеризовал текущую ситуацию в системе образования Владимир Николаев, директор института математики и информационных технологий ОмГУ. По словам Владимира Борисовича, главная проблема заключается в изначально неправильной мотивации, которой руководствуются молодые люди, покидая школьные стены:
В поисках объективности
– Я немножко не понимаю – как это, перестать готовиться к ЕГЭ? Мы ежегодно проводим анализ – почему, например, отличники, результат на ЕГЭ показывают гораздо ниже. А троечник, наоборот, выдаёт неожиданно высокий результат. Детей надо готовить к письменной форме, к форме проверки, к тому, что работы проверяют совсем не так, как в школе. Когда ребёнок элементарно не умеет работать с бланком – это тоже влияет на результат. Проблемы существуют. Я как филолог вижу снижение порога по русскому языку – и это страшно. Получается, что каждый ученик, который сдал на «два», всё равно имеет аттестат в кармане. Мне очень понравились слова Дмитрия Медведева по этому поводу: «Это не означает драматического уровня падения языка. Это означает, что мы стали относиться к этому более объективно». Здесь ключевое слово «объективно». А проблемы с изучением языка были и в советские годы.
Особой проблемы в результатах ЕГЭ нынешнего года не видит и Максим Трушников, первый заместитель директора департамента образования. Вот как он оценивает госэкзамен-2014:
– Катастрофическая прошлогодняя утечка секретных материалов на уровне Москвы нивелировала результаты. Дети приходили, зная задания за сутки. Те, кто должны были набрать шестьдесят баллов, набирали семьдесят, кто должен был набрать семьдесят – набирали восемьдесят. В этом году это безобразие пресекли. Были вложены большие средства, но они себя оправдали. Мы увидели истинную картину – в частности, не изменилась нижняя часть рейтинга. Кто писал на «два», так и продолжает писать. Гораздо более важно, что в этом году создали хотя бы одну заинтересованную в объективных результатах ЕГЭ сторону. Это наблюдатели. Школьник заинтересован только в том, чтобы набрать балл повыше, учитель – в рейтинге школы, чиновник – в рейтинге региона. Им всем объективность не нужна.
Однако стобалльный результат и не должен являться самоцелью и показателем эффективности обучения.
– По математике экзамен специфический. Приведу пример, – говорит Владимир Николаев. – Выпускник омской школы поехал на международную математическую олимпиаду, занял первое место, получил медаль. Но ЕГЭ он сдал на 87 баллов! Потому что последние задания части «С» – они, по сути, олимпиадные. Я всегда советую ребятам: выбирайте одно и решайте, а дальше – как получится. Результат в 80 баллов по математике шикарен, и человек с таким баллом конкурентоспособен в любом вузе на любой специальности.
Получилось «как всегда»
Теоретики образования сошлись и в том, что объём информации, накопленной наукой, постоянно увеличивается, и уместить его в рамках школьной программы всё сложнее. Так, объём знаний по физике меняется на 100 % (!) каждые пять лет. Физика, в том виде, что преподаётся в школе, в действительности «заморожена» на стадии 30-х годов прошлого века. С химией происходит примерно то же самое. Новейшие технологии тоже оказали школьникам своего рода «медвежью услугу» – многие ученики практически утратили навыки устного счёта, привыкли пользоваться калькулятором даже в самых простых житейских ситуациях. А шаговая доступность интернета привела к развившемуся у школьников и студентов неумению искать и анализировать информацию.
– Я объездил много городов в силу служебных обстоятельств. Не помню областного центра, где не было бы школы-интерната для одарённых детей. Кроме своего родного города, – сетует Владимир Николаев. – С одарёнными детьми надо работать, чтобы избежать оттока потенциальных профессиональных работников. Как только мы ввели возможность подавать документы в пять вузов, абитуриенты стали подавать в четыре московских университета и один омский. Отток людей колоссальный: Петербург, Москва, Новосибирск, остальные по омским вузам рассасываются. Выход – расширять базу работы с одарёнными детьми, в том числе и на селе.
Где ждать перемен?
На порядок усложнится процедура поступления в вузы – для школьников. Для самих вузов, напротив, станет легче – ведь раньше они не могли отказать школьнику на том лишь основании, что у него слишком низкие баллы по ЕГЭ, при наличии сертификата о его сдаче. Поток абитуриентов приходилось отсекать контрольными цифрами приёма и ценниками на коммерческое обучение. Теперь же законодательно появляются минимальные пороги по всем предметам. Так, набрав, скажем, 27 баллов по русскому языку, чего достаточно для получения аттестата, абитуриент не сможет претендовать на попадание в вуз, так как там минимальный балл будет составлять, к примеру, не менее 36 баллов.
– Есть так называемая «идеальная шкала», к которой всё стремится: 0-40 баллов – это «двойка», 41-60 – «тройка» и так далее. Это нужно интерпретировать не с точки зрения критики, а донести до населения, как норму жизни, – комментирует Владимир Иванович. – Что изменится ещё? Предполагается, что в 2015 году вузам разрешат ввести четвёртый предмет для поступления на каждую специальность. Кроме того, теперь портфолио абитуриента может стать его реальным преимуществом, прибавив до десяти баллов к основному предмету.
Хотя, конечно, главным элементом системы образования, от которого многое зависит, является преподаватель.
– На мой взгляд, нет главного – стратегической политики в области образования, – считает Владимир Гам. – Что мы хотим получить от системы образования? Получается, что «элита» уехала в Москву и Петербург, те, кому ничего не нужно, просто не сдают ЕГЭ. Получаем таких середнячков. В итоге – посредственный учитель одарённого ученика не воспитает. Старшее поколение преподавателей уходит, а новое кем замещается? Посредственностью. И престиж профессии нужно восстанавливать. А работа на среднее – бесцельна.