6 июня девятиклассники сдают экзамен по русскому языку. В этом году их около 17 тысяч человек, из них у 480 есть некоторые проблемы со здоровьем. Экзамены сдают дети с ограниченными возможностями здоровья - в том числе с такими, как проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом. Для них организовали проведение экзамена в максимально щадящей форме.
Экзамен как у всех
В случаях, когда у школьника есть проблемы со слухом, привлекают сурдопереводчиков, со зрением – тифлопереводчиков, которые переносят текст из плоско-печатного формата в рельефно-точечный по методу Брайля.
Не уступает гаджетам
Для детей, у которых есть проблемы со зрением, готовят специальные тетради, и хотя члены комиссии называют её карточкой, на самом деле она состоит из шести листов, на которых по системе Брайля переведены экзаменационные задания. На подготовку карточки уходит в среднем 40 минут. Примерно столько же потом уйдёт и на расшифровку тетради, в которой ребёнок запишет свои ответы. Перевод из рельефно-точечного варианта в плоско-печатный отправят на проверку. Для тифлопереводчиков главное - точно перевести задание, чтобы ребёнок, прочитав, понял его.
Комиссия тифлопереводчиков, созданная при Институте развития образования Омской области, состоит из трёх учителей специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 14. Члены комиссии, как и все учителя этой школы, владеют азбукой Брайля. Но экзаменационные задания пишет только учитель истории Татьяна Баторгина – у неё самая высокая скорость работы под диктовку. Пишет она с помощью специального прибора. Такая техника требует физических усилий, поэтому дети справляются медленнее. Текст пишется справа налево, а уже потом лист переворачивают, и он читается, как и обычный, слева направо.
Каждый ученик на экзамене получает специальные тетради – с заданиями и для записи ответов. При чтении и письме качество бумаги имеет значение: на толстой или рыхлой тяжелее писать, а на лощёной легче.
Без поблажек
Так же, как все девятиклассники, экзамен по русскому языку в Омске сегодня сдавали 14 детей из коррекционной школы № 14 с плохим зрением - 9 слабовидящих и 5 слепых, для которых и готовит задания комиссия тифлопереводчиков в институте развития образования Омской области. Ещё один слепой ребёнок, девочка из Калачинска, сдала экзамен в устной форме: она наговаривала свой ответ, а организаторы записывали его под протокол.
- В классах коррекционной школы обучаются 12-15 человек. Программа общеобразовательная, просто растянута немного в начальной школе и среднем звене для того, чтобы сберечь зрение, - объясняет учитель физики школы-интерната №14 Людмила Ломовцева. В этой школе первые выпускные экзамены сдаются после 10 класса, школу заканчивают после 12 класса.
Специалисты коррекционной школы отмечают, что, несмотря на проблемы со здоровьем, эти дети ответственно подходят к сдаче экзаменов и приходят на него подготовленными.
- У обычных девятиклассников были случаи удаления с математики. Школьники, которые имеют всё, что нужно, почему-то решили прийти с телефоном или калькулятором. А эти дети очень организованные, у них никогда такого не бывает, - отмечает Ольга Касаткина, заместитель начальника отдела общего образования министерства образования Омской области.