К сожалению, в этом зеркале всё чаще отражается плохая культура. Она влияет на сознание человека незаметно: в виде рекламных щитов, массовой некачественной литературы, теряющих профессионализм СМИ… Ошибки в творческих работах студентов филфака не редкость. В чём причина безграмотности? Об этом и многом другом накануне Дня филолога «АиФ в Омске» поговорил с Ларисой БУТАКОВОЙ, профессором, завкафедрой русского языка ОмГУ им. Достоевского.
Без фанатизма
- Лариса Олеговна, вам, как филологу, не страшно от того, что у студентов филфака уровень грамотности как у школьников?
- Они дети информационных технологий. Это нужно понимать. Я не могу сказать, что нынешние студенты хуже тех, кто выпускался ранее. Да, они малочитающие, но в традиционном формате чтения. Они предпочитают брать информацию из других источников. Нонсенс - филологи редко ходят в библиотеку. Говорят: «А зачем, если у нас Интернет есть?»
Интернет - это хорошо, но качество речи абитуриентов с каждым годом меняется не в лучшую сторону. Иногда от количества ошибок и содержания текстов эссе преподаватели не знают, плакать или смеяться. Бывает такое и с нашими студентами - будущими филологами и журналистами. Одна из причин низкого уровня речевой культуры - ориентация школьного образования на грамматику. Если итогом изучения родного языка в школе является тест, то учитель и будет отрабатывать именно эти навыки.
- И что стало результатом такой системы?
- Низкий уровень сформированности речевой компетенции. Язык - это не свод правил, а гибкая система. Школьное образование сейчас ставит учителей в невыносимые условия. Вот и получается, что у детей вырабатывают те навыки, которые потребуются для выполнения определённых работ. А требовать от учителей фанатизма при низкой зарплате невозможно. Раньше они все дополнительные занятия проводили по собственной инициативе. Соберут троечников, загонят в пыльный чулан и терзают до тех пор, пока дети материал не усвоят. Так мои одноклассники помнят это до сих пор! Словесник формирует не только речь, но и структуру сознания, впечатление от мира. А сейчас ситуация получается как с изучением латинского языка - слова и грамматику знаю, а сказать что-то связное не могу.
Бабушки в Интернете
- Многие люди любят хвастаться природной грамотностью. Это феномен?
- Врождённая грамотность есть. Как абсолютный музыкальный слух. Только встречается редко. У меня был однокурсник, радиотехник по первому образованию, так у него была идеальная природная грамотность. Сложнейшие диктанты, которые все студенты писали на тройки, он писал на «отлично». Но с этим даром нужно родиться. Довольно часто можно услышать: «Ребёнок мало читает, поэтому и неграмотный». Это не так. Есть дети, которые читают много, но пишут с ошибками. От того, что они увидели, как слово пишется, не значит, что они его запомнили.
- Не могу не спросить о нормах русского языка. Кажется, что «звОнит» и «ложит» скоро появится во всех словарях…
- Влияние разговорной стихии очень сильное. Это связано и с динамикой жизни, и с влиянием Интернет-коммуникаций. У нас даже бабушки газеты в Интернете начали читать и sms писать. Трудно сказать точно, когда норма закрепится в языке. Для этого нужно чётко представлять, что такое литературный язык. В учебнике по культуре речи можно прочитать, что на литературном языке должны писать «лучшие представители интеллигенции». И если вы возьмёте сейчас всё то, что пишется и издаётся, то оно далеко от совершенства. Тургенев и Гоголь сейчас, к сожалению, не самая читаемая литература.
Мы «чокаем»
- Омский регион с точки зрения речи чем отличается от той же Москвы?
- Я не могу сказать, что в нашем сибирском городском пространстве есть ярко выраженные диалектные слова. Омичи отличаются другими интонационными конструкциями, темпом речи. А ещё мы «чокаем» поголовно. «А чё?» - это наше. Сибирское.
- Излюбленные словечки у омичей есть?
- Побеждает интержаргон. Проводимые исследования среди школьников показали пристрастие к слову «кайф». А ещё наше любимое слово «лох» не теряет позиций. Дети в школах до сих пор его ассоциируют с «любителем омского хоккея».
- И напоследок - ваш взгляд на омские СМИ.
- Их много, они разные, и это хорошо. Я не могу сказать, что СМИ безграмотные, хотя ошибки и встречаются. Газетчики в желании приблизиться к разговору с читателем на одном языке впадают в крайности. Не стоит думать, что ваш читатель - лицо с ограниченными умственными способностями.
- Речевое пространство Омска порой пугает - реклама, названия магазинов…
- Наружная реклама «наступает». Это касается агрессии цвета, формы написания, употребление транслита. А ведь если школьник едет по городу, то невольно начинает всё это читать и запоминать. Мозаичное восприятие визуальных образов русской речи тоже влияет на грамотность. В языке должны быть экология и культура.
Досье
Лариса БУТАКОВА, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка ОмГУ им. Достоевского. Окончила ОмГУ в 1983 году. Автор монографий и статей.