Жители и гости города всё чаще жалуются на хамство водителей городского транспорта и маршрутных такси, на равнодушие кондукторов городских автобусов, троллейбусов и трамваев, на аварийность и бесконечные пробки, в которых каждое утро стоит весь город.
Другие главные темы: | |
---|---|
Большая нужда: Омску необходимы общественные туалеты |
Масла в огонь подливали и политики. На городском уровне аккурат перед выборами обсуждали разнообразные «дорожные карты» и выносили предложения по улучшению транспортной архитектуры, а в кабинетах также обновлённой областной власти, тем временем, рассуждали о перспективах омского метрополитена.
Но вот выборы мэра прошли, разговоры о транспорте стихли, победивший кандидат до вступления в должность скрылся с информационных порталов, а до метро нам ещё очень далеко. Стала забываться и «дорожная карта»…
А между тем события, которые происходят в Омске, напоминают нам о том, что с транспортом-то у нас всё по-прежнему плохо.
Догнали друг друга
Из последнего можно вспомнить инцидент, произошёдший на минувшей неделе, когда в районе конечной остановки на проспекте Маркса автобус, следующий по маршруту № 110, не только догнал своего «собрата» с номером 69, но и врезался в него. В результате аварии четыре пассажира 110-го автобуса, мужчина и три женщины, получили травмы. Им была оказана медицинская помощь.
С таким же уровнем травматизма закончился эпизод с резким торможением автобуса Karosa. Из-за того, что 55-летний водитель в районе железнодорожного переезда совершил резкое торможение, в салоне автобуса пострадали четверо пассажиров, среди них 11-летний ребёнок.
Ещё более печальный эпизод произошёл на улице Богдана Хмельницкого на пересечении с улицей Масленикова. Водитель маршрутки не захотел пропускать трамвай. Произошло столкновение, и четверых пассажиров, а также самого незадачливого водителя 393 маршрутки пришлось госпитализировать.
Заметим, что все три эпизода произошли на минувшей неделе. Всего трёх дней хватило, чтобы отправить на лечение 13 человек. Стоит ли говорить, что после такой наглядной статистики встаёт вопрос о профпригодности всех водителей, следующих по маршруту в городском транспорте и в маршрутных газелях.
Геноцид пассажиров
Но не столь высок риск угрозы жизни, сколь высока вероятность быть охаянным с самого утра кондуктором автобуса или водителем маршрутки. 4-классник Егор Ильин ранним апрельским утром собирался на репетицию в ДК Красной Гвардии. Поскольку живёт он довольно далеко от этого места, то родители дали ребёнку 10 рублёвую монету и отправили на автобус. Но по стечению обстоятельств, монетка выпала из кармана ребёнка, и расплатиться с кондуктором Егору было нечем.
И уже на следующей остановке мальчика грубо высадили из автобуса. Чтобы не опоздать на репетицию, ребёнок был вынужден бежать по проезжей части до самого дома культуры, а ведь движение в утренний час-пик было очень плотным. Слава богу, всё обошлось, и ребёнок без приключений добежал до места назначения. Но бабушка Егора не осталась равнодушной к произошедшему, написала жалобу в департамент транспорта. Она, в частности, пишет: «Неужели жизнь ребёнка стоит 5 рублей? Ведь дети – это самое дорогое, что у нас есть».
На этот крик души она получила юридически правильный, но совершенно равнодушный ответ от Владимира Губера, директора департамента транспорта мэрии. В своём ответе чиновник сообщил, что с сотрудниками пассажирского предприятия №4, на автобусе которого предположительно ехал четвероклассник Егор, был проведён дополнительный инструктаж о необходимости корректного поведения с пассажирами, в особенности с детьми. Однако уже в следующем абзаце начальник департамента рассказывает неравнодушной бабушке, что её внук был обязан осуществить плату за проезд.
Безусловно, так и есть: ребёнок должен был заплатить пять рублей за поездку. И каждый день до этого он платил. И сейчас, когда едет на репетицию, всегда платит. Но ведь эта история не об обязанности, история о человечности, которая не определяется «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», на который ссылается Владимир Губер. И кондуктор, поступив в полном соответствии с правилами, проявила абсолютную бесчеловечность. Права Людмила Шинкаренко, бабушка Егора, когда задаётся риторическим вопросом: «А своего ребёнка это женщина также выкинула бы за дверь за неуплату?».
Зато водитель автобуса № 161, о котором рассказала наша читательница Галина Маркина, точно не имел представления не то что об уровнях морали, но и о пресловутом уставе. Инцидент произошёл в День России. Наша читательница вместе с детьми как обычно ждала автобус на его конечной остановке «улица Партизанская». Но по каким-то причинам водитель открыл и тут же быстро закрыл двери своего автобуса не в привычном для пассажиров месте. Наши читатели и другие пассажиры, собиравшиеся уехать по направлению села Троицкое, всё же попытались осуществить посадку, при которой перед самым их носом в очередной раз были закрыты двери, которые придавили руку 12-летнему ребёнку. При этом водитель, по словам Галины Маркиной, посмеялся над незадачливыми пассажирами, среди которых было шесть детей, включая годовалого малыша, спавшего на руках у матери. Наша читательница пишет, что они до сих пор не могут понять, почему водитель автобуса отказался брать пассажиров и не захотел осуществлять посадку как следует.
К сожалению, ни четвероклассник Егор, ни наши читатели, которых не пустили в автобус, не запомнили даже бортовой номер автобуса. Поэтому и жаловаться им в общем-то не на кого. А вообще по подобным фактам нарушения трудовой дисциплины водителей и кондукторов городского пассажирского транспорта пассажиры могут обращаться как в департамент транспорта администрации города Омска, так и непосредственно в пассажирские предприятия города Омска. Как заявил Александр Илюхин, и.о. директора департамента транспорта, по всем обращениям проводится служебное расследование, по итогам которого принимаются меры по наказанию нарушителей.
Нам бы автобус!
На остановке «8 Линия», что находится в районе улицы Омская, на минувшей неделе стихийно возник несанкционированный митинг из недовольных пассажиров, которые, вполне возможно, воспользуются советом Александра Илюхина и обратятся с жалобой в дептранспорта. Как рассказала наша читательница Валентина Полтавская, из-за того, что автобусов единственного маршрута № 66 в районе остановки не было 65 минут, пассажиры были готовы негодовать. Хотя на табличке с графиками движения, вывешенной на остановке, значится, что автобус должен ходить один раз в восемь минут. То есть, учитывая такой интервал, можно предположить, что автобусов на маршруте явно больше одного. И тогда как можно объяснить их загадочное исчезновение в 11 утра в прошлый вторник?
За рулём газели
Читайте также: | |
---|---|
Обречённые на «газели»: Легализация маршруток откладывается |
Однако стоит сказать, что негативные случаи с городским пассажирским транспортом – это исключения из правил. В целом же с общественным транспортом всё-таки в Омске не такая беда, как с маршрутными такси. Пока городские депутаты уже который год пытаются придумать правила для коммерческих перевозок, маршрутки на дорогах Омска продолжают творить форменный беспредел. Нет смысла напоминать случаи, когда ловили обкуренных и пьяных водителей, да и аварии с участием «Газелей» омичи видят ежедневно. Правила для маршрутных такси нужны как воздух.
В первую очередь нужно регламентировать требования безопасности и внедрения спутниковой навигации. К сожалению, лобби перевозчиков городским депутатам преодолеть не удаётся. А как иначе объяснить, почему до сих пор водители не проходят ежедневное медицинское освидетельствование, а также ездят по маршруту не по установленному времени, а как Бог на душу положит? Из-за того, что маршрутки не попали в единую диспетчерскую, количество машин на дорогах Омска отследить невозможно. В результате получается, что в часы пик в городе образуются пробки из-за неповоротливых Газелей, которые останавливаются где придётся, зато в вечернее время уехать можно только лишь на такси! Но и это не факт. Не так давно корреспонденты «АиФ в Омске» на себе оценили неприглядный сервис таксомоторных компаний.
За чек платите отдельно
Накануне майских праздников рабочий день в редакции закончился глубокой ночью. Заранее зная об этом, руководство печатного издания выделило деньги на такси для сотрудников, предварительно согласовав стоимость поездки. Каково же было наше удивление, когда, позвонив по трём телефонам такси, мы узнали, что автомобили подойдут к офису лишь через полчаса, а на просьбу выдать чек предложили проехать за ним с водителем к диспетчеру. При этом стоимость поездки увеличивалась на 70 рублей. Доводы о том, что «таксист обязан иметь при себе копию чека, и мы не желаем оплачивать бессмысленные катанья по городу», в расчёт никто не брал. В течение 20 минут журналисты обзвонили почти все таксомоторные фирмы города, но ответ был один: «За чек платите дополнительно»! Поняв, что если не согласимся, то раньше утра домой не попадём, мы заказали автомобиль, а потом ещё 40 (!) минут ночью ждали его у офиса.
Наши корреспонденты обратились за разъяснениями в региональный минпром, который занимается выдачей лицензий на право осуществления таксомоторной деятельности. В пришедшем ответе, который подписал Александр Горбунов, и.о. министра промышленности, сказано, что выдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчётности является обязанностью перевозчика, и это не должно влиять на стоимость проезда. После чего министр попросил предоставить в минпром Омской области подробную информацию о зафиксированных фактах нарушений для дальнейшего рассмотрения.
В итоге на минувшей неделе сотрудниками нашей редакции был проведён следственный эксперимент, в ходе которого наши корреспонденты обзвонили крупнейшие таксомоторные компании города. И, о чудо! После нашей жалобы в минпром чек оказался у каждой компании такси, при этом переплачивать за его получение вдруг стало не нужно. Вот уж действительно - положительная сторона административного ресурса в действии.
От редакции: Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что передвигаться по городу в общественном транспорте очень проблематично: либо нахамят, либо попадёшь в аварию, либо проторчишь чёрт-те сколько в ожидании такси. Естественно, что такое отношение к пассажирам приводит к бесконечному росту числа личного транспорта: все, кто может позволить себе личный автомобиль, не задумываясь покупают его. Получается, что когда весь цивилизованный мир пересаживается с автомобиля на трамвай, Омск движется в противоположном направлении.
Если власти не хотят, чтобы наш город встал в огромную пробку от Красного пути до железнодорожного вокзала, то им пора бы изменить отношение омичей к общественному транспорту. Возможно, изменить ситуацию могло бы ускорение строительства метро, в котором нет пробок, злых кондукторов и даже не будет вагоновожатых, которые могли бы хамить пассажирам. Но и эта стройка века вряд ли хоть как-то сможет решить проблему. Когда заторы образуются на главной артерии Омска от проспекта Маркса до проспекта Мира, власти строят бесполезную ветку метро поперёк этому движению (от кинотеатра им. Маяковского на левый берег). Где логика? А есть ли она вообще в транспортной инфраструктуре города Омска?
Отдельно:
«Дурят» гостей, и не только
Татьяна Марейченко в Омск приехала с племянниками из рабочего посёлка Москаленки. Сойдя с электрички, она с трудом доковыляла с детьми и огромными баулами до остановки общественного транспорта, но, поняв, что ехать будет очень неудобно, решила взять такси, благо, рядом стоял автомобиль с шашечками. За поездку от ж/д вокзала до ДК «Химик» предприимчивый водитель взял с неё «по-божески», как он сам объяснил – 400 рублей. Только спустя два дня, обзвонив ради интереса несколько фирм, женщина поняла, что её просто «развели». Стоимость поездки по городу в разных службах такси варьировалась от 194 до 220 рублей, самым дорогим оказалось «детское» такси. В нём запросили за поездку с детьми 270 рублей.
Коренная омичка Людмила Осепчук тоже пострадала от перевозчиков. Когда 14-летний сын сломал ногу, в больницу женщину с подростком в 22 часа привезла «скорая». Пока мальчика осматривал врач, ему делали рентген, накладывали гипс, на улице совсем стемнело.
- Оставаться в больнице сын не захотел, - рассказывает Осепчук, - и я вызвала такси. Диспетчер сказала, что машина подъедет через пять минут. Мы вышли на улицу. Ночь. У сына нога в гипсе, после обезбаливающих ему хочется спать, а машины нет. Через 15 минут звоню повторно. Оказалось, таксист не знает, как подъехать к приёмному покою. Обращаюсь в другую службу, в ответ слышу: «Минут 20-30 подождете?». Ну, да, конечно, с полусонным ребёнком на одной ноге ночью во дворе больницы. Из третьей службы таксист приехал через пять минут после звонка. Но запросил на 50 рублей дороже, чем в двух других. В конечном итоге на улице мы простояли больше 30 минут.
Кстати:
С 1 июля 2012 года за остановку автомобиля на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним, если она не разрешена специальным дорожным знаком, водителям грозит штраф в 1 тыс. руб. Стоянка в местах остановки маршрутных такси или ближе 15 м. от них, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, также будет наказываться штрафом в 1 тыс. руб. До недавнего времени за это нарушение водители отделывались предупреждением или штрафом.
Отдельно:
Уловки таксистов
Сервис такси предельно прост: водитель доставил клиента из пункта А в пункт Б. Рассчитались и на этом расстались, довольные друг другом. Но порой хитрят и таксисты, и клиенты. Вот самые распространенные уловки водителей такси:
* «Нет сдачи» - так может ответить водитель, и клиент, пожалев свое время, махнет рукой и заплатит 200 рублей вместо 180. В случае отсутствия сдачи разменом банкноты должен озаботиться таксист, а не клиент. На практике пассажиры бегают по близлежащим магазинам и киоскам в поисках размена.
* За выгруз багажа в аэропорту деньги брать не должны, но пытаются.
* Время ожидания клиента могут попросить оплатить в двойном размере без объяснения причин.
* Классика жанра привокзальных «бомбил»: водитель цену называет не за весь маршрут, а за километр пути. Итоговая сумма – больше в разы.
Уловки операторов: перезванивать и говорить клиенту, что «на ваш заказ идёт назначение автомобиля, время ожидания – 10 минут», и так несколько раз. В итоге 10 минут растягиваются на полчаса как минимум.
Компетентно:
Виктор Назаров, губернатор, председатель правительства Омской области:
- Мы все понимаем, что строительство метро - очень дорогое удовольствие. Но давайте посмотрим на перспективу, хотя бы на 15 лет вперёд. Если мы не построим метро сейчас, то это приведёт к транспортному коллапсу в Омске. Более того, если мы его сейчас законсервируем, то и это также потребует ежегодных расходов из бюджета на консервацию объекта. Придётся ежегодно откачивать воду. Я считаю, что такой транспорт нужен городу. Тем более что 3,5 км. первой ветки уже сданы, ещё только 3,5 км. нужно будет построить. Хорошо, что «Мостовик» нашёл возможность сократить стоимость проекта в два раза – это подспорье для бюджета. Ну и потом, раз уж федерация взяла на себя солидную часть финансирования, то метро нужно строить. Другой вопрос, что есть смысл изменить те ветки, которые были заложены в план ещё в 80-х годах. Сейчас компания «Мостовик» прорабатывает концепцию омского метро по современным требованиям.
Вячеслав Доронкин, вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасный город»:
- В Омске переизбыток коммерческого транспорта, но абсолютно отсутствует управляемость. Следствие этого – хаотичность движения транспорта на городских улицах, проблемы с водительским составом. Пока не будет осуществляться правового регулирования рынка, порядка не будет. В сложившейся ситуации надо отдавать предпочтение реальным перевозчикам, которые могут отвечать за свою деятельность.