7, 8, 9 баллов отражал счётчик пробок одного из крупнейших поисковиков в Интернете. Но когда «Яндекс» показал пробку в 10 баллов и сопроводил это объявление ироничной репликой «пешком быстрее», стало понятно, что транспортные артерии Омска забились окончательно.
Пассажирские волнения
Вообще выяснилось, что городской транспорт не способен помочь в стихии: его просто не хватает. Водители маршрутных такси по сугробам ездить не рискуют, а переполненные автобусы скапливаются в пробках.
«Боже мой! Я уже опоздал на полчаса на работу! А ехать ещё три остановки, значит, придётся задержаться как минимум на час», - причитает юрист Олег, который на минувшей неделе попал в одну маршрутку с корреспондентом «АиФ в Омске».
А пока Олег вместе с другими пассажирами перемещался по городу, сотрудники МЧС сообщили о пожаре в ПАТП № 1. Вообще это пассажирское предприятие регулярно горит: только за последнее десятилетие оно пережило пять пожаров. Вот и в ночь с 11 на 12 ноября в гаражных боксах дотла сгорели 6 автобусов, ещё 11 были частично повреждены. Сотрудники дептранспорта успели сообщить, что данные автобусы готовились к списанию. Дескать, потеря невелика. Но тогда как объяснить информацию всё того же департамента, что 29 октября эти же машины зачем-то успешно прошли техосмотр? Зачем он нужен почти что списанным автобусам? В любом случае, получается, что и без того дефицитный городской транспорт понёс очередные потери. Можно было бы пересесть хотя бы на маршрутки. Но беда в том, что и с «Газелями» у нас тоже всё плохо: легальных отношений частных перевозчиков с администрацией до недавнего времени не было. Захотели - вышли на маршрут, а чуть снег посыпал или вечер настал - так сразу с маршрута и ушли. Судьба замерзающих на остановках пассажиров «маршрутчиков» не особенно интересует.
Нужна система
Сергей Шевченко, руководитель областного ГИБДД, обеспокоен тем, что в городе отсутствует единая система организации перевозок. Вместимые автобусы ездят часто незагруженными, а их маршруты на 80-90% дублируются «Газелями», которые в погоне за пассажирами создают аварийные ситуации и заторы. Мириться с этим устали даже депутаты горсовета. Они поспешно приняли план легализации маршруток в Омске. Как рассказал Олег Осинский, директор департамента транспорта, со всеми «газелистами» будет заключён долгосрочный контракт, в случае, если они смогут соответствовать некоторым критериям. Сам Осинский надеется, что после проведения конкурса войны «маршрутчиков» прекратятся:
- Наша цель - допустить как можно больше перевозчиков к конкурсу, поэтому мы убрали все фильтры и преграды. Правда, в течение первых трёх лет договора владелец маршрутки обязуется заменить автобусы малого класса на средние или большие.
Ещё одним позитивным нововведение можно считать объединение социальной и коммерческой сети. Теперь «Газели» войдут в единое расписание и не смогут без санкций просто так улизнуть с маршрута. Но больше всего надежды у специалистов на замену маленьких «Газелей» на вместительный транспорт.
- Первые два ряда в пробке мы закрываем транспортом, перевозящим пассажиров. Переводя маршрутки на автобусы средней вместимости, мы заменяем одним автобусом сразу минимум две «Газели», тем самым, разгружая дорогу, - заявил Олег Осинский.
Перераспределение сети С 1 ноября ряд автобусных маршрутов города был отменён или изменён |
||
БЫЛО | СТАЛО | |
Маршрут № 65 «Ул. Партизанская - ул. Крупской» |
Вместо маршрута № 65 увеличилось количество автобусов маршрута № 96 «Ул. Крупской - ОНПЗ»; | |
Маршрут № 257 «Завод СК (ОНПЗ) - ул. Бархатовой» |
Вместо маршрута №257 увеличилось количество автобусов маршрута № 22 «Ул. Бархатовой - пос. Чкаловский»; | |
Маршрут № 57 «Микрорайон «Первокирпичный» - завод СК «ОНПЗ» |
Часть автобусов маршрута № 57 закреплена за маршрутом № 29 «Ул. 21-я Амурская - ОНПЗ» (продлён до микрорайона «Первокирпичный») | |
Маршрут № 98 «Ж/Д вокзал - пос. Магистральный» |
Автобусы маршрута № 98 закреплены за маршрутом № 19 «Биофабрика - Магистральный», (схема продлена до посёлка Чкаловский) |
Резкий скачок
К сожалению, осязаемыми стали не только плюсы, но и минусы перестановок. Например, стоимость проезда может разом скакнуть до 18 рублей за поездку. Сейчас эта цена дотируется из городского бюджета. По данным Олега Осинского, за каждый билет бюджет платит 4 рубля. Но дальше так продолжаться не может. Как рассказал Виталий Путинцев, зампредседателя комитета горсовета по ЖКХ, транспорту и строительству, в случае продолжения дотаций из бюджета на перевозку пассажиров, у нас будут большие ограничения в возможных поступлениях федеральных и региональных средств в городской бюджет.
Озабочен реакцией жителей Олег Осинский, который почему-то называет этот вопрос политическим:
- Я пока не готов говорить о повышении. Тариф в следующем году обязательно будет повышен. Но на какую сумму - сложно говорить. По моему личному мнению, мы должны платить за эту услугу в полном объёме. Но как директор департамента я вам такого не скажу. Конечно, я боюсь реакции людей, но другого выхода, пожалуй, нет, - заметил чиновник.
В результате получается, что счастливые перемены в работе наступят нескоро: конкурс пройдёт только в январе. Да и переход с «Газелей» на большие автобусы займёт значительный период времени. Зато повышение стоимости проезда ждёт нас уже сейчас: буквально после Нового года. Иными словами, сервис пока будет прежним, а цена уже новой.
Повышая стоимость проезда, администрация заставляет омичей пересаживаться на личные автомашины. Общественный транспорт в часы пик - это страх и ужас, и единственным его плюсом являлась цена билета. Сейчас преимущество несколько теряется. И те, кто может себе это позволить, станут активнее использовать личный транспорт, который и без того намертво сковывает городские улицы. Как отметил Юрий Томчак, начальник омской полиции, через пять лет Омск может просто встать. Уже сегодня скорость потока в час пик в городе не превышает 8-10 км в час и дорожная сеть требует серьёзных реформ. Сергей Шевченко, начальник областного ГИБДД, утверждает, что при рассмотрении каждого второго дорожного происшествия выявляются недостатки уличной сети.
Инфраструктура пробок
Для улучшения пропускной способности Шевченко предлагает строить надземные и подземные переходы. Необходимо разобраться и со светофорами. Сегодня в городе работает 234 светофора, из которых 73 - ламповые, а почти 40 уже переработали свой срок. На 37 перекрёстках установка светофора требуется как воздух. Высокий износ техники не позволяет настроить общий режим работы и применить оптимальную схему разъезда. Ещё хуже оснащён город знаками: при потребности в 30 тыс. знаков в Омске есть лишь 11 805. Из них 2 823 требуют замены. А вообще финансирование на ремонт и содержание дорог регионального значения выдерживается лишь на 14%.
Огорчён критикой начальника Госавтоинспекции Владимир Казимиров, директор департамента дорожной деятельности Омска. Бюджет города на всю дорожную инфраструктуру выделяет 1 млрд рублей в год (почти 10%). Федерация и регион подкидывают ещё 1 млрд. Но нужно как минимум 8,5 млрд. А в долгосрочной перспективе стоит разработать программу о выделении 156 млрд рублей лет на 10 - тогда можно будет решить глобальные дорожные проблемы. Но такие большие деньги найти вряд ли удастся.
Мнение
Юрий Рябоконь, зав. кафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ:
- Рост числа автоаварий и заторов предсказуем, и прогноз на будущее пессимистичный. Что же делать с дорожной сетью Омска? В стратегии нам нужна расширенная и реконструированная маршрутная сеть. Нужны улицы-дублёры для перевозок. В тактике мы должны принуждать и водителей, и пешеходов к безопасному поведению. В городе есть 30-40 аварийно опасных мест, которые дают значительный прирост числа ДТП. Уменьшение факторов опасности в этих очагах ДТП стоит сравнительно недорого, но может привести к улучшению ситуации.
Виталий Путинцев, депутат омского горсовета:
- Вопросов и споров о работе маршрутной сети очень много. Но мы только начинаем проводить реальные конкурсы, которые не будут опротестовываться прокуратурой. Максимальное количество предпринимателей получит возможность участвовать в конкурсе. Наши правила - одни из самых демократичных в России. Может быть, наше постановление и сыровато, но, учитывая тот беспредел, что творится между перевозчиками, надо вернуть все отношения в правовое поле и договорные обязательства. Я считаю, что наш закон надо поэксплуатировать, посмотреть, как он будет действовать, и ещё раз к нему вернуться с доработками. В любом случае сейчас соответствующие органы получат инструмент, чтобы воздействовать на нерадивых и неисполнительных участников городской транспортной сети.
От редакции
Получается, что ни автобус, ни маршрутка, ни автомобиль не способны качественно, быстро и недорого перевезти нас к месту назначения. Дорога перегружена, инфраструктура нуждается в реконструкции, а общественный транспорт работает на износ. Но это не значит, что любой снегопад или обычный ливень может влиять на дорожную ситуацию миллионного города так, как это происходит сейчас. Предложений по улучшению дорожной ситуации и ГИБДД, и мэрия, и другие специалисты разработали множество. Были бы деньги. И эти деньги властям искать нужно: другого выхода нет! В нашем климате пешком или на велосипеде зимой на работу можно и не добраться. Метро, которое помогло бы реально разгрузить дороги, всё еще остаётся лишь далёкой перспективой, а для многих, более трезво смотрящих на вещи, просто сказкой.