Сначала разговор шёл о растущих ценах и народных методах борьбы с инфляцией, а затем водитель начал сетовать на свою нелёгкую долю, и вот тут мне стало по-настоящему страшно.
На реплику знакомой девушки: «Ну, тебе-то грех жаловаться, ты ведь на себя работаешь, на своей машине», - водитель разразился гневной тирадой в адрес собственного транспортного средства (нецензурные слова заменены литературными синонимами): «Чёрт возьми, да разве это машина, ведро с гайками. Каждый день по два часа ремонтирую её на «конечках». Утром, в самый час пик, когда идёт основная дневная выручка, она, нехорошая, не заводится. К вечеру, когда народ с работы едет, что-нибудь да обязательно полетит. Работаю на запчасти и на сигареты».
Водитель ещё долго рассказывал о том, как не повезло ему с ещё не старой, в общем-то, «газелью», и после каждой остановки на светофорах уговаривал свою машину:
- Ну, давай, давай, поехали.
Та, кряхтя, начинала двигаться и периодически, словно балуясь, пыталась заглохнуть.
Дорога от «Маяковского» до «Кристалла» стала испытанием на прочность для моих нервов, но, слава Богу, до дома я добралась, а вот про остальных пассажиров ничего сказать не могу.
По-старому не будет
Не сомневаюсь, что многим доводилось оказаться в подобной или даже более драматичной ситуации, потому вопрос о безопасности горожан, спешащих по делам или возвращающихся домой в маршрутках, заставляет всерьёз задуматься.
Споры вокруг новых правил организации пассажирских перевозок на коммерческих маршрутах не стихают. Почему-то для большинства сегодняшних перевозчиков ужесточение требований к техническому состоянию автомобилей, состоянию здоровья водителей и обеспечению мер безопасности пассажиров - просто как нож острый. А ведь в новых правилах, принятых депутатами горсовета в ноябре прошлого года, нет никаких запредельных требований. Основная цель «маршрутного регламента» - обеспечение максимальной защиты жизни и здоровья пассажиров. В соответствии с этим документом больше шансов занять место на маршруте будет у тех, кто сможет перевозить горожан на новых и более вместительных машинах. В приоритете также создание условий для медосмотра водителей и тщательного контроля за технической исправностью машин. По мнению специалистов, кардинальные перемены на рынке городских пассажирских перевозок остро назрели. Не случайно главной темой очередного заседания комитета по ЖКХ, транспорта и строительства горсовета вновь стали проблемы омских дорог: пробки, аварии, безопасность пассажиров.
Порядок на дорогах
Четвёртая часть аварий в Омске происходит по вине водителей. Причём, как правило, - из-за водителей маршрутных такси. По статистике областной ГИБДД, в 2010 году в городе произошло 188 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей маршрутных такси. Пять человек погибло, 292 ранено. Кроме того, по вине водителей маршрутных такси произошло три возгорания машин. Эти неутешительные данные напомнил депутатам Игорь Дернов, главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по городу Омску.
- Только в прошлом году было выявлено более 13 тысяч случаев управления неисправными транспортными средствами. На счету маршрутчиков также многочисленные нарушения скоростного режима. Нередко водители при задержании отказываются от медицинского освидетельствования, что затрудняет работу инспекторов ДПС. Новые правила допуска автоперевозчиков к работе в режиме маршрутного такси повысят спрос с водителей «газелей», - убеждён Игорь Дернов. - Выполнение даже двух обязательных требований - медицинский контроль водителей и техническая исправность машин - может стать залогом безопасности пассажиров.
Требования ужесточить
Конечно, нельзя категорично утверждать, что нынешняя сложная обстановка на городских дорогах складывается исключительно по вине «маршрутчиков». По словам Владимира Казимирова, директора департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации города, причины заторов и аварий - в отставании темпов роста дорожно-транспортной сети с учётом увеличения количества автотранспорта, недостаточности пропускной способности магистралей и отсутствии дорог-дублёров. Всё это - первоочередные задачи программы реорганизации транспортной системы Омска.
Но первым шагом муниципалитета и горсовета в упорядочении ситуации на омских дорогах должно стать ужесточение требований допуска «газелистов» к перевозкам в рамках коммерческой маршрутной сети. Конкурс по распределению маршрутов уже объявлен.