Примерное время чтения: 11 минут
375

У столба! Чем обернулось для омичей изгнание незаконных перевозчиков?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Омске 31/08/2016
Ждать общественный транспорт теперь приходится только на остановке.
Ждать общественный транспорт теперь приходится только на остановке. / Александра Горбунова / АиФ

18 августа водитель автобуса № 61 въехал в 12 стоящих у супермаркета машин на ул. 70 лет Октября. Он свернул с проезжей части на парковку, потому что ему стало плохо. К счастью, в этом ДТП обошлось без жертв и пострадавших - цел и невредим остался даже водитель автобуса.

Исчезли маршруты

У водителя врачи особых проблем не нашли, а вот с состоянием автобуса ситуация оказалась хуже. За несколько дней до аварии закончился срок действия диагностической карты. В отношении мужчины вынесли определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 12.1 ч. 2 КоАП РФ (управление автобусом, который не прошёл техосмотр). Решается вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц предприятия по ст.12.31 ч.1 КоАП РФ (выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр). По этой статье для юрлиц  штраф до 50 тыс. руб.

Говорить о переработках после прошлогодней трагедии на Сыропятском тракте не приходится - водителям не разрешают этого делать, даже если они просят. Накануне ДТП мужчина проработал всего 4 часа. В муниципальных предприятиях кадров не хватает. На один автобус нужно два водителя, которые должны работать в две смены. Такой режим позволит эффективно использовать автобус, чтобы он не простаивал и не тратились деньги за стоянку и охрану.

Инфографика: АиФ

Сегодня омским ПАТП требуется минимум 300 водителей. Ещё 200 смогут принять после того, как приведут в порядок 100 автобусов, требующих незначительного ремонта. 

15 июля вступили в силу последние статьи 220-го федерального закона. С этого момента многое поменялось. Например, исчезло около 500 нелегальных маршруток, в первую очередь «газели». Поэтому водители начали трудоустраиваться на муниципальные предприятия, но желающих немного.

Нелегальные маршруты, не включённые в реестр, тоже пропали с улиц. По двум из них - № 317 и 404 не возникло проблем. Второй был уже не актуален. А по первому вопрос решили продлением схемы маршрута № 568. По двум другим - № 365 и 509  есть проблемы. До посёлка Мелиораторов продлили 394-й маршрут и добавили количество автобусов. Для жителей Юбилейного и Николаевки скоро тоже появится маршрут, на котором будут действительны проездные билеты и льготные карты. Плюс чиновники увеличили на пять количество автобусов рейса № 14 и планируют добавить ещё.

Пассажиры маршрута № 777 тоже оказались в сложной ситуации. На нём законно работали только 10 машин, и 15 июля все нелегалы без маршрутных карт просто не выехали. Здесь на помощь пришёл маршрут № 399, он дублирует схему и проезжает через другие микрорайоны.

Карта на всех

«Газели», которые уже ушли с рынка, переделывают в грузовые, используют для личных нужд или продают. Но не все нелегалы разом испугались штрафа 300 тыс. руб. за отсутствие карты. И здесь пытаются найти лазейку. К примеру, на маршруте выдано 10 карт, а выезжает 15 автобусов. Водители передают карту друг другу в течение дня.

В сентябре должна решиться проблема жителей ул. Омской, где перестал работать автобус № 66. Тогда же и пойдёт транспорт в посёлок Рыбачий.

На маршруты, не предполагающие большого пассажиропотока, где муниципальные предприятия могут понести серьёзные убытки, будут направлять небольшие автобусы коммерческих перевозчиков. На них можно ездить и со льготными картами, и с проездными билетами.

Пассажирские предприятия пока пытаются купить автобусы хотя бы по лизинговой схеме, но не у всех получается - компании смотрят на экономическую ситуацию, а у наших ПАТП много долгов. Правда, «Электротранс» купил не новый трамвай за 22 млн руб., а белорусский кузов за 9 млн. В него вложили ещё 2 млн и пустили по улицам.

Ещё одна сторона ФЗ № 220 - водители маршруток перестали останавливаться вне остановок, потому что их теперь штрафуют. Омичи к этому не были готовы.

- Закон был принят год назад, поэтому всё это время шла подготовка. Много было копий сломано, - вспоминает Владимир ГЕВОРГЯН, председатель совета НП СРО «Омские перевозчики». - Мы привыкли работать в новых реалиях, а пассажиры не хотят. В нашу организацию поступило 118 звонков от пассажиров, которые хотят останавливаться у этого столба - там, где им нужно. Причём все это трактуют просто: «Это ж маршрутное такси!» Понятие «маршрутное такси» ушло в небытие - есть автобус регулярных перевозок.

Кстати
В Европе можно встретить разные виды общественного транспорта, который россиянам покажется очень необычным. Например, в Венеции наземного общественного транспорта нет, людей катают на маленьких катерах под названием вапоретто. В плотнозаселённых городах есть монорельсовая подвесная дорога, которая перевозит над оживлёнными магистралями. В Японии существует так называемый карлатор. Он очень похож на эскалатор, который поднимает и опускает кабинки с людьми.
Перевозчики тоже столкнулись с тем, что в городе не хватает остановок. Приходится пассажиров провозить на большие расстояния, люди вынуждены долго возвращаться или идти вперёд. Недавно появился дополнительный остановочный пункт на 24-й Северной в районе 11-й Амурской. Комиссия, в составе которой специалисты департаментов транспорта и городского хозяйства, ГИБДД и округов города, определяет места новых остановок. Они решают, где нужно установить павильон в первую очередь, потому что количество средств ограничено. Нормативная пешеходная доступность по СНИПу - 500 метров. Если она не соблюдается, можно обратиться с заявлением в мэрию.

Выручка растёт

Безусловно, хорошая новость: повышения стоимости проезда не ожидается. Перевозчики хотят снизить себестоимость с помощью замены маловместительных автобусов на более вместительные с сокращением общего количества - увеличится провозная способность. Их ожидания понятны: уже в первый день вступления в силу 220-го закона выручка муниципальных предприятий выросла на 400 тыс. руб. То есть на 10-15%. Сегодня из-за обилия схожих маршрутов перевозчики не могут заработать на новые машины.

- У нас есть ещё альтернативные варианты для увеличения нашей доходной базы, и мы их сейчас реализуем, - уверяет Владимир Геворгян. - На повестке дня вопрос о повышении стоимости проезда в ближайшее время стоять не будет.

Хотя частные перевозчики не могут похвастать ростом прибыли, для них, наоборот, июль - месяц отпусков, август - мёртвый сезон, когда никто никуда не хочет ехать. Поэтому понижают планы как минимум на 7-8%. К тому же раньше у частников было преимущество - выходи, где хочешь, а сейчас нет.

От редакции. Лето в Омске - период для общественного транспорта обычно не показательный. В это время пассажиров в разы меньше, чем обычно. Поэтому дождёмся осени и поймём, где же нам не хватит транспорта. Но уже сейчас можно писать обращения в профильный департамент по поводу организации новых остановок и маршрутов, так как от возмущённых постов в социальных сетях ситуация вряд ли поменяется. Свои пожелания нужно всё-таки отправлять по адресу.

Эффект - через год

- 220-й федеральный закон серьёзно усиливает полномочия органов самоуправления, субъектов федерации в части организации процесса перевозок, создании и ликвидации маршрутов, - говорит Андрей ХОМИШИНЕЦ, гендиректор компании-перевозчика. - Поэтому мы, безусловно, готовы помогать и улучшать качество услуг. Я думаю, это только первый этап, а самая серьёзная работа предстоит в ближайший год - по трансформации маршрутной сети, дальнейшей её оптимизации. Тогда можно будет увидеть эффект от всех норм, которые несёт новый закон.

Безусловно, нелегалы отчасти ушли с рынка перевозок. Если в процентном соотношении, то где-то 80% вообще исчезли, 20% работают, но делают либо в ранние утренние часы, либо поздно вечером. Их окончательный уход - это вопрос времени. Мы их всех видим, всех знаем. Там, где мы работаем, именно такая ситуация, и она, безусловно, движется в положительную сторону. Часть водителей, кстати, уже приходят на новые машины.

Автобус на троих

- В департамент приходит много пожеланий, каждый хочет выйти из подъезда и сесть в автобус. Мы не обязаны, если кто-то хочет, к примеру,  отдать детей в школу на другом краю города, открывать специальный маршрут,  - объясняет Игорь КОЖУХОВ, заместитель директора департамента транспорта администрации Омска. - Надо тщательно принимать решения взвешенные, но справедливые. Там, где есть проблема, мы от неё не открещиваемся. Если возникает необходимость у большого количества людей, то, конечно, откроем маршрут. Создание маршрутов во благо отдельных пассажиров топит экономику муниципальных и частных перевозчиков. Мы должны создать условия, при которых они смогут эффективно использовать подвижной состав и не будут просить средства из бюджета: «Дайте нам денег, потому что мы воздух возим в салонах».

Я еду утром на работу и вижу автобус № 16 - ЛиАЗ, который должен брать 100 человек, везёт троих с остановки «Трикотажная фабрика». 1000 руб. в час он стоит, а везёт троих за 60.

Большинство законопослушно

- Основная задача закона - повышение качества обслуживания пассажиров, безопасности и комфортности перевозок. Большинство перевозчиков соблюдают закон, - рассказывает Геннадий ЧЕБЕЙКО, начальник отдела автотранспортного надзора УГАДН по Омской области. - Контроль проходит и в выходные дни, и в вечерние и утренние часы. В состав рабочей группы входят инспекторы УГАДН, специалисты минпрома, департамента транспорта, налоговая служба, инспекторы ГИБДД.
Осуществляется контроль не только по 220 федеральному закону, а по всем направлениям, в том числе соблюдению лицензионных требований. Было проведено 26 рейдов, в ходе которых составлено 198 протоколов. Из них 73 - за нарушение порядка использования автобуса, восемь протоколов - за работу без лицензии. 

Основная доля нарушений - отсутствие карт. Как показал этот месяц, большинство перевозчиков соблюдают требования, но много и тех, кто игнорирует.

Без кондуктора

- Я год жила и работала в Сингапуре.  Общественный транспорт там гораздо лучше - продумана каждая мелочь, - рассказывает Виталина Дрозд, блогер.

Там нет кондукторов - вход через переднюю дверь, выход - через заднюю. Оба раза прикладываете карточку, так вычитается стоимость проезда в зависимости от количества остановок. Автобус не останавливается на каждой - на поручне есть кнопка остановки. Въехать и выехать в салон людям в инвалидных креслах помогает водитель, ступеньки превращаются в пандус. Если едете на метро, а затем в течение 15 минут пересаживаетесь на автобус, то цены билетов суммируются - и проезд в автобусе стоит сущие копейки, а не как два полноценных билета.

Автомобиль иметь дорого, право на вождение на 10 лет можно выиграть чуть ли не в лотерею (не водительские права, а право вообще владеть и водить авто). Всё это делается, чтобы избежать пробок и загрязнения воздуха. Над альтернативой - общественным транспортом - они постарались.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах