Что происходит с общественным транспортом? Насколько он готов к зиме? Будут ли убирать с дорог областного центра старые маршрутные такси?
Виталий Маслик |
Виталий Маслик, директор департамента транспорта администрации города Омска, рассказал «АиФ в Омске» о пассажирских перевозках всё и даже немного больше.
«Городской пассажирский транспорт к зиме готов. Сейчас проводятся сезонные инструктажи для работников предприятий общественного транспорта, - говорит Виталий Маслик. - Наши автобусы, троллейбусы, трамваи прошли техосмотр и профилактическое обслуживание. Большое внимание было уделено подготовке систем отопления салонов, замене уплотнителей дверей, люков, окон, а также регулировке дверных механизмов».
Бок о бок
Помимо муниципального транспорта, по городским улицам курсирует около 2600 машин частных перевозчиков, на долю которых приходится 65% общего объёма перевозок. Это совершенно нормальные, стандартные цифры, характерные для большей части городов, где муниципальный транспорт соседствует с коммерческим.
«Подчеркну особо: за последний год нам удалось наладить с предпринимателями конструктивный диалог: каждый видит, что число старых «газелей» сократилось в разы. Вдвое увеличилось число частных автобусов большой вместимости. Наша общая цель: комфорт и безопасность пассажиров», - сообщает директор департамента транспорта.
В прошлом году в городе случился транспортный коллапс: из-за долгов поставщик отказался предоставлять топливо. Сегодня проблема долгов тоже стоит на повестке дня, но она активно решается.
Проблема есть, но она решается
«С «Газпромом» у нас партнёрские отношения, поставщик топлива понимает наши трудности и работает с нами на обычных условиях, - отвечая на вопросы журналистов, отметил главный городской транспортник. - Хотя задолженность перед поставщиками существует. Сейчас она составляет 56 млн руб. Ситуация сложная, но не патовая».
Виталий Маслик напомнил о ситуации прошлого года, когда сумма долга была 165 млн руб. Такого в этом году постараются не допустить.
«Из бюджета выделен 331 млн руб., - продолжил Маслик, - из них 105 млн руб. за топливо 2015 года, 130 млн - долги по налогам 2015 года и 108 млн - это налоги 2016 года. Сегодня отставание составляет почти 3 месяца. Конечно, нам бы хотелось поддержки от областного правительства. Коллеги из министерства транспорта Омской области в курсе наших дел, и, я вам скажу, вообще в отрасли всё непросто».
Обратил внимание журналистов Виталий Маслик и на то, что у муниципалов и частников очень разная система налогообложения, разная форма хозяйствования несёт и разную налоговую нагрузку. У ПАТП отчисления составляют порядка 30%, у частников - меньше 10%. И ещё: нет такой большой ремонтной базы и стольких специалистов, которых необходимо содержать и платить зарплату.
На днях появилась информация, что автотранспортные предприятия подали в Региональную энергетическую комиссию Омской области документы о повышении тарифа на перевозку. В среднем тариф должен вырасти до 38 руб., что обусловлено объективными факторами: ростом цен на энергоносители, запчасти и т. д.
«То, что утверждает РЭК, не цена за проезд, это именно тариф. Например, сейчас стоимость проезда равна 22 руб., тариф же, утверждённый регулятором, составляет 29 руб., - говорит г-н Маслик. – Как руководитель я против повышения стоимости проезда. Хочу подчеркнуть, что во все времена муниципальный транспорт был дотационным, без помощи нам просто не обойтись».
«Сейчас с частниками у нас разница 3 рубля, но есть ведь проездные, где можно экономить ещё 3 рубля», - логично рассуждает директор дептранса. И добавляет, что, скорее всего, до конца года цена проезда не вырастет.
220-й закон работает
По информации управления государственного автодорожного надзора Омской области, с 15 июля по 13 октября 2016 года проводились совместные рейдовые мероприятия (ГИБДД, налоговая служба, служба судебных приставов, министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, департамент транспорта). Прошло 94 рейда, проверили 925 транспортных средств и выявили 449 нарушений. Так, проверялось действие федерального закона №220, регламентирующего рынок перевозок.
Нелегалов удалось победить, считают эксперты. После их ухода пассажиры вернулись в муниципальный транспорт. Но в ближайшее время маршрутчиков ожидают новые изменения: в рамках того самого 220-ФЗ предполагается отмена 28 и изменение 25 маршрутов, на которых годами трудились частники.
Что отличает муниципальный транспорт? Выполнение графиков движения, взаимная ответственность перед пассажирами на маршруте (при поломке одного транспортного средства другой доставит пассажиров до места следования). Перевозят муниципалы всех льготников и способны обслуживать любой, даже самый невыгодный маршрут.
«Муниципальный транспорт дисциплинирован, он ездит всегда, - продолжает разговор Виталий Маслик, - и в плюс 40°С, и в минус 40°С, и в метель, и в гололёд. Частные перевозчики стараются не эксплуатировать свою технику. К примеру, в сильный мороз часть автомашин просто не заводится, а муниципальный автобус обязан быть на маршруте - другого варианта нет».
Кстати
Что может общественный транспорт?
Казалось бы, с чего бы в век поголовной автомобилизации городам вообще нужен общественный транспорт? Да ещё комфортный и лучшего качества? А вот в Международном союзе общественного транспорта подсчитали: чтобы перевезти, например, 50 тыс. человек в час в одном направлении на личных авто, необходима дорога шириной в 175 метров, на общественном транспорте - 35 метров. Ещё круче цифра от пользования метро: всего-то нужно 9 метров, то есть ширина рельсового пути. Экономия пространства - это раз. Второй довод в пользу городских пассажирских перевозок - экономия времени. Для автобусов и троллейбусов в городах существуют выделенные линии, трамваи ходят по рельсам, метро - под землёй. Кстати, подсчитали и упущенную выгоду от пробок: почти 2% ВВП в год.