Вот уже неделю Омск находится в томительном ожидании. Повышение цен на проезд в общественном транспорте для многих выглядит абсолютным безумием. От возмущённых граждан всё чаще слышишь одну фразу: «Мы столько не зарабатываем!».
Цены на общественный транспорт обещают вырасти с 16 до 20-23 рублей. В маршрутках и вовсе до 25 «деревянных». Отчаявшиеся омичи начали собирать подписи под онлайн-петицией на имя президента. Не смог молчать даже губернатор Виктор Назаров. Глава региона на прошлой неделе в прямом эфире на телевидении заявил, что повышения он не допустит:
– РЭК рассмотрела экономические обоснования предлагаемых тарифов и не увидела в них этих затрат. Необходимости поднимать стоимость проезда нет.
После этого тема повисла в воздухе. Со следующего года омичам вообще придётся подготовиться ко многим транспортным сюрпризам. И перспектива повышения цены на проезд (хотя пойдут ли городские власти и РЭК против слова губернатора?) – не самая большая ложка дёгтя в не самой вкусной бочке мёда.
На работу не идём?
Гибрид трамвая и метро
Если отвлечься от темы повышения проезда, можно заметить множество транспортных новшеств, которые вступят в силу со следующего года. Так, например, с января жители Омского района с удивлением обнаружат, что в их населённые пункты перестанут ходить городские автобусы. Дело в том, что со следующего года департамент транспорта отказывается от пригородных перевозок. Ранее город уже отказался от Ростовки и Богословки. На очереди Лузино, совхоз Новоомский, Горячий ключ… Городские власти уверяют, что поселения не будут брошены, но изначально автобусы покупались не для этих перевозок, и работать на таких маршрутах невыгодно. Следовательно, министерство транспорта проведёт конкурс, который, возможно, выиграют частные перевозчики.
На словах всё звучит ладно и красиво, но мы уже писали о том, как на время проведения конкурсов люди в деревнях оставались практически без связи с внешним миром. На все согласования требуется время, а на работу или учёбу люди ездят каждый день, да и о ценах у частных перевозчиков говорить не приходится.
Отсутствие денег в бюджетах стало причиной того, что в следующем году у нас не запустят первую городскую электричку, которая должна была стать альтернативой общественному транспорту. Есть составы, платформы, но нет финансирования. Что уж скрывать, нет у нас денег и на метро. Недавно власти и вовсе озвучили предложение перейти на скоростной трамвай. То есть связать существующие трамвайные пути с будущими линями метрополитена! Есть даже инвесторы, готовые вкладывать деньги в новый проект. Все понимают, что это дополнительные деньги, но не такие гигантские, как на метрополитен. Другими словами, не придётся строить депо на левом берегу – сгодится трамвайное, которое уже есть. Невольно закрадывается вопрос: а получим ли мы в итоге полноценное метро, или на суд омичей представят гибрид трамвая и поезда подземки?
Пешком быстрее
Не теряет актуальности и тема пробок. Вы только вдумайтесь: количество автомобилей за год увеличилось на 25 тысяч – 17 км легковых автомобилей, выстроенных в ряд! Ранее эта цифра была меньше более чем в два раза. Карта пробок в Интернете прошлой зимой неоднократно достигала максимальной отметки в 10 баллов и иронично сообщала омичам, что пешком идти быстрее. Чтобы добраться утром, к примеру, с левого берега из посёлка Солнечный до центра города, необходимо полтора часа. Одна омская учительница уже несколько лет вынуждена вставать в 5 утра и приезжать на работу за час до начала первого урока – в 7.15. Потому что если она выйдет из дома после 7 утра, то застрянет в пробке. В ближайшие годы проблему заторов в Омске попытаются решить при помощи развязок. Мэрия уже приняла программу развития дорожного хозяйства и транспортной системы. Чиновники уверяют, что компьютерная модель проекта «говорит» – пробок не будет. Только совпадёт ли компьютерная реальность с действительностью?
Омск задохнётся без метро
Крупные жилые комплексы – вот главная проблема пробок в больших городах. В идеале нужно бы пересадить всех чиновников на велосипеды и вложить людям в голову мысль о том, что владеть автомобилем – непрестижно. Но Омску до этого ещё далеко, уверен Альберт Каримов, бывший главный архитектор города:
Город без трамвая – шаг назад
Юрий Романовский, руководитель общественного движения «Омичи за трамвай», уже не первый год пытается превратить трамвай из вымирающего вида транспорта в процветающий. И это ему удаётся! Депутаты горсовета поддержали его идею восстановления трамвайного движения от Лукашевича до Заозёрной. Осталось только найти 22 млн рублей на необходимую реконструкцию.
– Большинство омичей пользуются общественным транспортом, и вопросы, связанные с ним, затрагивают интересы огромной части города. Трамвай сейчас переживает не лучшие времена. С начала 2000-х годов ощущается нехватка подвижного состава как трамваев, так и троллейбусов. Они у нас с советских времён, а эксплуатация старой техники ещё дороже новой. Она неэкономична. Ещё часто приходится слышать о том, что трамвай нерентабелен. Мы выражаем протест против демонтажа линии на улицах Заозёрной, Лукашевича и Волгоградской! Это шаг назад. И устойчивая современная транспортная система города невозможна без трамвая.
Официально
Олег Осинский, директор департамента транспорта:
– Причина повышения цен на проезд простая – это экономика. Рост цен на энергоносители ежегодно влияет на тариф. РЭК, конечно же, вправе исключить ряд составляющих. Поэтому я думаю, что цена на проезд будет в районе 20 рублей. Конечно, можно принять и меньший тариф, но всё это скажется на уровне перевозок. Что касается обращения омичей к Путину, то все способы хороши, но предотвратить повышение стоимости проезда нельзя. Можно найти средства на компенсацию разницы тарифа. В этом случае повышение проезда будет ощущаться не так сильно. Я прекрасно помню те времена, когда в салонах автобусов были компостеры. Когда никто не понимал, откуда деньги берутся на топливо и на всё остальное, но их хватало. Теперь транспортники считают деньги так же, как и мы с вами.