Куда первым делом пойти, оказавшись в другом городе? У Юрия Трофимова таких вопросов никогда не возникало. Музей - первый пункт в любой поездке. Профессиональная привычка профессионального музейщика.
В хранилищах Омского областного музея изобразительных искусств им. Врубеля около 27 тысяч экспонатов. Сложно даже представить, сколько лет потребуется, чтобы показать все эти культурные сокровища омичам. Ежегодно в старейшем музее Сибири проходит более 60 самых разнообразных выставок и сентябрь – время для новых проектов.
О том, как создавался омский художественный музей в 20-е годы прошлого века и чем омичи могут по праву гордиться – в интервью нашему еженедельнику рассказал директор музея Юрий Трофимов, назначенный на эту должность несколько месяцев назад.
Как в Эрмитаже
- Юрий Викторович, вы десять лет проработали в краеведческом музее. Не сложно было оставлять то, что наработано годами?
- У меня и планы были – на год вперёд. Десять лет назад я пришёл в историко-краеведческий музей младшим научным сотрудником, уходил – заместителем директора по развитию. Я благодарен этому музею, потому что годы работы в нем, рядом с опытными специалистами, дали отличную практику. Музей им. Врубеля, конечно, отличается от историко-краеведческого, - и по составу экспонатов, и сложившимися традициями, особенностями коллектива. Но музейная жизнь, возникающие проблемы и их решения похожи. Мы должны действовать очень активно, чтобы омичи испытывали необходимость в культуре. Нужно поддерживать правильное соотношение научной работы - изучение коллекции с одной стороны и её показа – с другой.
- Однако в Омске не так уж много музеев и выставок, как в Москве или Санкт-Петербурге. Чем, всё-таки, жители города могут гордиться?
- Если говорить о музее им. Врубеля, то здесь собрана уникальная коллекция по истории изобразительных искусств самых разных эпох, течений и стилей. Это сокровищница мирового искусства! Работы этих же художников висят в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее. Айвазовский, Шишкин, Репин, Левитан, Врубель… Дворцовая мебель из Петербурга, замечательная коллекция декоративно-прикладного искусства, золотые украшения раннего железного века, найденные в Омской области. Продолжать можно очень долго. Самое главное то, что омичи имеют возможность прикоснуться к мировой культуре, не выезжая за пределы города. Не случайно люди приходят сюда, чтобы окунуться в красоту. Ощутить дух времени и современности. Мы ведь постоянно делаем и выставки работ современных авторов.
- То, что музей – дело не одного дня, понятно. А сколько вообще десятилетий нужно для того, что накопить в своих запасниках тысячи экспонатов?
- Официальной датой основания музея считается 21 декабря 1924 года, когда в Парадном зале Краевого музея, расположенного в бывшем дворце генерал-губернатора, была открыта для широкой публики картинная галерея. Главную роль в организации галереи сыграл Ф.В. Мелехин. Благодаря его энергичной деятельности с 1924 года из Государственного музейного фонда в Омск поступали сотни произведений живописи, мраморная и бронзовая скульптура, дворцовая мебель, фарфор. Поэтому сегодня мы и обладаем замечательной коллекцией. Например, работы мастеров русского авангарда, - на них в 1920-е годы особого внимания не обращали, а сейчас к ним огромный интерес во всем мире Ф.В. Мелёхин создал фундаментальную основу будущего музея искусств. Это было неимоверно сложно, но, тем не менее, осуществимо.
Нить памяти
- Сейчас выставочные залы есть даже в крохотных сёлах. Это действительно важно?
- Музей – учреждение культуры, куда сходятся нити исторической памяти. А это основа для жизни человека, необходимый обществу институт. Будь-то художественные, исторические, литературные… К тому же в сёлах порой находят такие раритеты, которые областным и региональным фондам даже и не снились. Их нужно показывать людям, чтобы они знали свою историю.
- Если с краеведческими музеями всё понятно, то вот различные формы музеев удивляют – от музея шоколада до музея эротики. Они тоже имеют право на существование?
- Конечно, это ведь разные идеи. Если акцент делается на одном предмете, то не важно, что это - шоколад, пастила или автомобиль. Он привлекает внимание именно своим брендом. В основном такие музеи привлекают туристов. Их главный плюс – внести изюминку в музейную жизнь, по-новому взглянуть на неё. Не случайно во всём мире стала популярной акция «Ночь в музее». Казалось бы, та же самая выставка и тот же самый музей. Только ночью. Это и привлекает. А если современному человеку правильно рассказать про музей – он сюда обязательно придёт. Тянуться к прекрасному – в природе человека.
- И насколько у омичей сильна тяга к прекрасному? Кто сейчас ходит в музей?
- Посетителей музея можно охарактеризовать тремя основными группами. Во-первых, это групповые посещения школьников и студентов. Во-вторых, семьи, которые любят прийти в музей в выходные дни и посмотреть новую экспозицию. Третье – туристы, которые приезжают в наш город. Прийти в музей в другом городе считается хорошим тоном.
- У многих людей существует стереотип о том, что музей – это никому не нужные старые вещи с запахом пыли и никакой современности. Опровергните?
- Это не запах пыли. Современный музей характеризуется профессионализмом, интересом публики и ответственностью. Мы же имеем дело с раритетами и наша задача не только сохранить их для потомков, но и правильно показать нынешнему поколению. А ещё музей – это эстетика. В оформлении, поведении, имидже… Определённый уровень культуры, ниже которого нельзя опускаться.
- В хранилищах музея всегда есть тысячи экспонатов, которые скрыты от глаз простого посетителя. Сколько их в вашем музее?
- Около 27 тысяч экспонатов. В идеале, конечно, нужно показывать всё. Но это невозможно из-за отсутствия необходимого количества выставочных площадей. К тому же нужно правильно подать экспонат, другими словами, сделать нормальную выставку. В год у нас проходит около 60 проектов, не считая постоянных экспозиций. Но и те периодически обновляются, - экспонаты уходят на временные выставки, в фонды, на их месте появляются новые. Чем больше музей, тем меньше у него процент экспонируемых предметов. В этом плане, например, Эрмитаж – не лучший музей. Экспонируется ведь только маленькая часть того, что есть. И что с этим трудно что-либо поделать, - фонды многомиллионные! У нас фонды тоже большие, поэтому стараемся делать за год как можно больше выставок. Насыщенная музейная жизнь – единственный выход, когда хочется показать больше коллекций из собраний фонда.
- И напоследок, какой музей, на ваш взгляд, лучший в мире?
- Музей им. Врубеля. Музей, в котором я хотел бы побывать - Лувр.
Досье
Юрий Трофимов, директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Родился в 1978 году в с. Могильно-Посельское Большереченского района. В 2000 году окончил исторический факультет ОмГУ. Кандидат исторических наук, автор ряда статей по археологии и этнографии Омского Приртышья, методических рекомендаций по работе муниципальных районных музеев, разработчик курса лекций для школьников и студентов. 10 лет проработал в Омском государственном историко-краеведческом музее.