Примерное время чтения: 14 минут
3233

Сербия: страна, где любят русских

АиФ в Омске № 42 (699) 16/10/2013
Белград в тумане.
Белград в тумане. / Евгений Ушаков / АиФ

Все мы помним из истории, что именно из-за событий на Балканах началась Первая мировая война, когда в Сараево боснийский серб-террорист убил австрийского эрцгерцога.

Прошло уже почти 100 лет, но в одной из частей бывшей Югославии, а именно в Сербии, до сих пор считают, что Россия тогда вступилась за них. Так же, как освобождала оккупированные территории во время Второй мировой и как помогала восстанавливать разрушенный Белград после совсем уже недавних бомбёжек в 1999 году.

Может быть, именно поэтому в Сербии так уважают русских, а Владимир Путин, по опросам населения, является самым популярным политиком. Сербские аналитики считают, что если бы наш президент вдруг решил бы участвовать в их выборах, то победил бы в первом же туре с максимальным отрывом.

В Сербии много того, что напоминает нам о России, но в то же время это абсолютно европейская страна, кстати, стремящаяся, несмотря на все последние события, в Евросоюз. Нашему корреспонденту недавно удалось побывать с коротким визитом в самом красивом городе страны – Белграде, и самыми яркими своими впечатлениями он хочет поделиться с читателями.

Удивительный колледж

Алфавит. Законодательно закреплено Конституцией два вида – кириллица и латиница. Госучреждения обязаны при этом пользоваться кириллицей, а бизнес больше предпочитает понятную остальной Европе латиницу. Встречаются вывески сразу двух начертаний.

Язык. Когда-то, во времена СССР, он был единым сербско-хорватским. Теперь же на языке говорят 4 территории (Сербия, Хорватия, Черногория, Босния), но каждый считает и называет его своим. То есть в Сербии это сербский. Разумеется, это славянская группа, южнославянская подгруппа, при этом иные слова имеют совершенно наше, русское, написание и значение, а в иных ничего «нашенского» не признаешь. Например, слово «школа» пишется большими буквами на проезжей части и обозначает именно то, что рядом находится школа и дети могут перебегать дорогу, так что водителям следует быть внимательными. А вот слово «теписи», написанное кириллицей и вызывающее у русских смех, переводится как ковры. Вообще по произношению этот мягкий язык нечто среднее между украинским и чешским. Но если серб говорит медленно и старается объяснить что-то русскому (дорогу, например), ты его вполне понимаешь.

В то же время сербы недоумевают над русскими словами. На вопрос, почему у нас в языке «коза» означает животное, а «стрекоза» – насекомое и что между ними общего, я не смогла ответить. Сербам это смешно, а нам смешно читать на табличке университета «филолошка» или «биолошка» факультеты.

"Смешные" названия факультетов в сербском вузе. Фото: АиФ / Ольга Коробова

Интересно, что в Воеводине (это область Сербии, нечто вроде нашего автономного округа) есть этнические поселения, которые сами сербы называют общим словом «русичи» – это стародавние времена пришедшие в Сербию поляки, украинцы, русские. Они живут замкнутыми мирками и поддерживают архаичные традиции, общаются на древних наречиях. Языковеды приезжают туда изучать язык, на котором уже никто в современное время не говорит, например, древнепольский.

Образование. Раз уж заговорили о языке, то логично перейти к образованию. Дошкольное, то есть детский садик, доступно всем, в том плане, что очередей, как у нас, в детские сады нет; но не каждому по карману. Если семья небогатая, она получает помощь от государства, и тогда садик дети посещают бесплатно. Интересно, что это самое государство помогает лишь семьям, в которых от 1 до 3 детей. Если рожают больше, родители должны рассчитывать только на свои силы. При таком подходе в деревнях есть семьи, в которых по 8-10 детей, но там живут натуральным хозяйством и детей в садик не водят. В городах же средняя семья имеет 1-2 детей.

Храм Саввы в Белграде. Фото: АиФ / Ольга Коробова

Среднее образование в Сербии 12-летнее, 8 классов – обязательное, после чего можно пойти в колледж или продолжить обучение в гимназии (лицее). Обучение бесплатное, но, как горько шутят сербы, это бесплатное дорого обходится. После колледжа можно поступить в университет, системы ЕГЭ, как у нас, не существует, поэтому в вуз сдают вступительные экзамены. Кстати, Белградский университет – один из самых больших в мире, в нём 31 факультет. В Сербии есть одна гимназия – самая старая в стране, открыта в 1791 году – в небольшой деревеньке Сремски-Карловци. В этой гимназии изучают латынь и старославянский язык, и только выпускников этого учебного заведения без экзаменов рад принять у себя любой вуз страны. Можно представить, как сложно там учиться – к выпускному ученики, к примеру, пишут оды (!) своим учителям. Кстати, ещё Сремски-Карловци знамениты тем, что здесь есть один из двух в Европе музей пчеловодства (по-сербски «пчеларство»), и на территории этого музея растёт двухвековой каштан – памятник природы. Также в этом городочке есть памятник барону Врангелю, который когда-то находился здесь со своим войском. С тех пор бытует байка, что заборы в Сремски-Карловцы строят гораздо выше, чем во всей стране, именно из-за высокого роста Врангеля (он был более 2 м.), дабы военачальник не мог заглянуть во дворы. Здесь похоронен отец барона, а его останки, хотя он умер в Брюсселе, согласно завещанию были перевезены в Белград и захоронены в церкви Святой Троицы.

Население и зарплата. Во всей стране живут чуть больше 7 млн человек, из них 2 млн. – в столице города Белграде. Второй по численности город – Нови-Сад, то есть Новый Сад, и в нём уже всего лишь 350 тыс. населения. Сербия считается бедной страной, средняя зарплата составляет 400 евро, средняя пенсия 300 евро. Журналисту довелось побывать на нефтезаводе в Панчево (крупнейший зарубежный актив «Газпром нефти»); на вопрос о зарплате напрямую нам не ответили, но дипломатично сказали, что это выше, чем средняя в стране, поэтому работать здесь хотят очень многие.

"Газпром" в Новом Саду. Фото: АиФ / Евгений Ушаков

Живут сегодняшним днём

На пенсию, кстати, когда-то выходили как в России в 55 и 60 лет, но в течение нескольких лет после развала СССР пенсионный возраст быстро подняли до 62 и 67 лет соответственно. В стране очень высокий уровень безработицы – порядка 28 % составляют официальные цифры, но при этом Сербию нельзя назвать криминализированной. Сербы, в отличие от россиян, не «заморачиваются» тем, что будут делать завтра, они живут сегодняшним днём и радуются ему. Даже если у серба нет денег, он всё равно пойдёт вечером в кафе и будет сидеть с чашечкой кофе, общаясь с друзьями. Рабочий день начинается очень рано – учреждения открыты с 7.30-8.00, непродуктовые магазины тоже с 8-9 утра, а заканчивают работать не позже 17.00. Остальное время сербы отдыхают, посвящая время себе, своей семье, друзьям. Еда – одна из сильных страстей сербов (помимо спорта, о котором чуть ниже), и потому многочисленные кафе, пекарни, закусочные работают если не круглосуточно, то очень длительное время, закрываясь поздней ночью и открываясь ранним утром. Рынки, которых здесь очень много, вообще в 6 утра уже открыты и вовсю торгуют зеленью, фруктами-овощами; всё свежайшее и цены с нашими не сравнить.Сербские деньги – динары, с русским рублём они коррелируются приблизительно как 1:3. Так вот, чернослив в Белграде неделю назад стоил 60 динар (20 руб.), нектарин от 40 до 60 динаров, бананы – 50 динаров, шоколадка – 80-100 динаров, и т. д. А в обычном городском супермаркете недалеко от рынка цены на всё это были уже в 1,5 раза выше. Кстати, весь исторический центр усеян «меняльницами» – частными обменными пунктами, где возьмут и доллары, и евро, и российские рубли. На рынке не получится, но в любом магазине спокойно можно расплатиться картой и не мучиться с обменом наличными.

Базар в Белграде. Фото: АиФ / Ольга Коробова

Транспорт. Омичам это трудно представить, но транспорт в Белграде (а это автобусы, троллейбусы и трамваи) ходит круглосуточно! Проезд недёшев – билетик стоит 60 динаров (около 20 руб.), и приобретать его надо в специальных киосках в городе. Если не купил билет заранее, то можно приобрести его у водителя, но это будет уже 100 динаров. «У водителя может не оказаться сдачи с крупной купюры или вообще билета, а вы же в этом не виноваты», – с лукавой улыбкой поведал один из местных жителей, когда мы пытались понять, как добраться в нужную нам точку на автобусе. Так что, видимо, такой уловкой столичные жители время от времени пользуются.

Вот по машинам, которые «бегают» по столичным улицам, на самом деле видно, что страна небогатая – такого количества «Лексусов» или «Ленд Крузеров», как в Омске, явно не наблюдается. Часть заправок под брендом NIS (дочернее предприятие «Газпром нефти») работает на экономсегмент, часть АЗС премиум-класса теперь под брендом Gazprom. Бензин в Сербии по нашим меркам дороговат – 1,5-1,7 евро за литр.

В отличие от вечно спешащих россиян, которые за АЗС приезжают именно заправиться, для сербов очень важен сервис. Поэтому они не приемлют самостоятельную заливку топлива – им обязательно нужен заправщик, они не против отдохнуть на АЗС, выпив чашечку кофе. «Сербия – высокотранзитная страна, – рассказывает Надежда Коробейникова, директор дирекции розничной сети NIS, – поэтому на АЗС запросто может заехать семья, путешествующая своим ходом из одной страны в другую. Дети резвятся на специально оборудованной для них площадке, взрослые пьют кофе в уличном кафе. Зимой тот же сервис внутри здания АЗС. Да и сами сербы с удовольствием приезжают на наши сети».

Детская площадка на АЗС Gazprom в Белграде. Фото: АиФ / Евгений Ушаков

По словам Надежды Коробейниковой, именно благодаря такому формату Gazprom очень быстро сравнялся с другим крупным игроком рынка и сейчас намерен его обогнать. И такой формат с удовольствием примет вся Европа – в Сербию уже приезжали за изучением опыта из Италии.

Древний город

Архитектура и коммуналка. В деревнях можно встретить дома, которые стоят не «лицом» к улице, а глухими стенами. Эта традиция идёт от австро-венгерской оккупации, когда налог начислялся на количество окон, выходящих на улицу.

Столица – Белград – город очень древний, но при этом разноплановый. Так называемый «верхний» город – это бывшие предместья, где селились бедняки, а теперь он застроен виллами богатых людей, там же частые клиники, например, стоматологические, гинекологические. Но там есть и огромные госпитали, куда съезжаются со всей Европы. «Нижний» город – это исторический центр с узкими улочками, красивой Белградской крепостью (доступ открыт 24 часа, охраняется). Есть так называемый «Хрустальный» город – это современные строения из стекла и бетона, к которым относится и представительство Gazprom, дочернее предприятие «NIS» и сразу за ними – пафосная пятизвёздочная гостиница «Хаят». Югославского периода многоэтажки очень похожи на наши «ленинградки», но квартиры в них, как правило, двухуровневые, и попросторнее, чем у нас. Комнатами считаются только спальные, поэтому сербская «трёшка» – это квартира с тремя спальнями, гостиной и трапезной. По-русски это 4-комн. кв. Средняя квартплата за такую «трёшку» составляет около 100 евро, плюс по счётчикам оплачивается газ (если он есть), вода, электричество. 2-комн.квартира в Новом Саду стоит 1,2 млн руб., поэтому там живёт много россиян, в Белграде жильё, конечно, подороже, но всё равно сравнимо с омскими ценами. «Двушку» (то есть русскую «трёшку») на окраине можно купить за 5 млн руб.

Интересно, что рядом с крупнейшим стадионом стоит дом, где квартиры правительство выделят заслуженным спортсменам за выдающиеся достижения. Если он отдаст спорту 25 лет, жильё переходит в собственность. Здание бывшего Совета министров в Белграде так и осталось правительственным, а вот из ЦК КПСС сделали огромный торговый центр с кинотеатрами, магазинами и кафе.

Новая застройка в Белграде ведётся по комплексному принципу – чётко обозначенные улицы образуют квадрат, внутри которого есть магазины, рынок, детский сад, школа, администрация.

В Белграде есть два огромнейших стадиона (на 30 и 50 тыс. зрителей) для двух вечных соперников – спортивных обществ «Црвена Звезда» (с 2010 года генеральный спонсор футбольного клуба – «Газпром») и «Партизан». Каждое из них объединяет футбольные, волейбольные и гандбольные команды. Интересно, что вечные соперники, очень часто воющие между собой в самом прямом смысле этого слова, нередко объединяются и после матчей идут громить посольство одной из западных стран. Раньше это было здание с окнами, но после нескольких погромов первые этажи окон заделали. Теперь фанаты расписывают стены граффити, и в Белграде шутят, что эти стены ремонтируют чаще всего.

Вечным памятником натовской бомбардировке в центре Белграда остаются разрушенные здания. Большинство из них восстановлено, но часть восстановлению не подлежит. Они обнесены забором и охраняются, и на самом деле мороз по коже, когда видишь эти остовы. Бомбардировка велась прицельно, уничтожались здания полиции, например, склады, транспортные узлы и заводы. На нефтезаводе в Панчево нам рассказали, как люди тушили огромный пожар – снаряд был сброшен на резервуары с нефтью – и одновременно выпускали готовый продукт. Там погибло три человека, и памятник об этом печальном событии стоит сразу при входе на НПЗ.

Пострадавшие при бомбёжке здания Белграда. Фото: АиФ / Ольга Коробова

Ещё много очень интересного, что удалось увидеть в Сербии, осталось за рамками этой статьи. Нельзя объять необъятное, но можно просто приехать и увидеть всю эту красоту своими глазами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах