То, что спрятано в фондах, иногда становится сюрпризом для самих хранителей, проработавших в музее полжизни. Крупномасштабные полотна накручиваются на большие катушки - валы - и в таком состоянии могут храниться не один десяток лет. Деформации картины, к сожалению, не избежать, поэтому прежде чем представить её зрителям, нужна сложнейшая «операция». Воссоздание крупных полотен - это событие, которое усиливает интерес и внимание к музею. А значит, работает на его имидж.
В музее им. Врубеля 19 реставраторов - самый большой реставрационный штат за Уралом. Но и этих сил недостаточно. Специалисты в буквальном смысле слова загружены ежедневной «хирургической» работой. За 2009 год они отреставрировали 168 экспонатов и ещё 2 тысячи осмотрели в целях профилактики.
На днях музей отметил своё 85-летие. У его директора, Бориса Коникова, есть две заветные мечты - реставрационный цех, который обслуживал бы не только музей ИЗО, третье здание, которое позволило бы показывать омичам гораздо больше, чем сейчас. И ещё одна мечта. Очень маленькая - подсветка здания. Пусть и не такая, как у знаменитого Эрмитажа. Но всё-таки...
«Культурные» конкуренты
- Рядом с основным корпусом вашего музея - театр драмы, генерал-губернаторский дворец - бок о бок с краеведческим музеем, недалеко концертный зал. Конкуренция не мешает?
- Она даже полезна. Мы учимся друг у друга. Конечно, в определённых моментах мы конкуренты и боремся за зрителя. Но всё-таки у наших учреждений разная направленность. Когда открывался корпус на ул. Ленина, 3, я сказал своим коллегам: у нас есть соседи через дорогу и нам надо равняться на них.
- Но получается, театральная слава Омска гораздо громче музейной. Хотя у музея им. Врубеля тоже есть и имидж, и репутация во всероссийском масштабе. Но об этом практически ничего не известно широкому кругу людей. Это объективные обстоятельства или, может, пиара не хватает?
- Интересный вопрос, хотя он и задевает амбиции. Я, конечно, мог бы сказать, что той же драме 130 лет, а нам только 85. Но, наверное, если смотреть объективно, нашему музею ещё предстоит реализовать такие масштабные проекты, которые выдвинут его в один ряд с явлениями, подобными омскому театру драмы. Но, не буду скромничать, и московские, и питерские музеи к нам относятся с уважением. Да, в омском музее самое крупное собрание за Уралом. Но надо понимать, для того, чтобы произвести впечатление на центральную Россию и на Европу, нужно иметь такие «цепляющие» экспонаты, которых у нас нет. Хотя, кстати, большое впечатление мы могли бы произвести, объединившись с краеведческим музеем, ведь у обоих - богатейшие фонды.
- Когда-то музей им. Врубеля был картинной галереей, размещавшейся на 1 500 квадратных метрах генерал-губернаторского дворца. Потом он получил второе здание. «Расширение» помните?
- Конечно! Просто наступило время, когда музею уже не хватало его площади. Коллекция замечательная, но её ни показывать, ни хранить негде. В 1987 году было принято решение о передаче музею здания на улице Ленина. В 1996 году оно было открыто. Площадь - 6,5 тысяч квадратных метров, из них 2 тысячи - выставочная. Здесь мы можем показать 2% от всей коллекции.
- Так мало?
- Даже музеи Питера, Москвы, стран Европы добиваются лишь не более 10%. Если бы появилось третье здание, тогда наш процент показа увеличился до 5-6.
- Музей получает доход от аренды? Помнится, одно время в вашем здании размещалось кафе.
- Сейчас мы не сдаём ни одного квадратного метра. Отказались от этого ещё год назад. Все проекты, которые размещаются в боковых фасадах, организованы совместно с музеем.
Наши сильные стороны
- На что бы вы направили дополнительные средства в первую очередь?
- На пополнение коллекции. Мы говорим, что история отечественного искусства, если не брать во внимание иконы, начинается с XVIII века. В омском музее произведений начала этого периода нет. Можно было бы закупить больше экспонатов второй половины XIX века и начала XX, расширить коллекцию декоративно-прикладного искусства, в частности, мебели.
- Может ли в принципе музей самостоятельно пополнить фонд?
- Питерский или московский - да, поток туристов там очень большой, значит, доход гораздо выше, и, соответственно, есть возможность что-то покупать на свои средства. Провинциальным музеям это не по силам. Региональное министерство культуры нам выделяет деньги на пополнение фонда, но они достаточно скромны. Поэтому сегодня мы пополняем коллекцию, приобретая картины омских авторов. И это тоже по-своему справедливо. Музей должен отражать историю развития не только мировой, но и омской культуры.
- Можно назвать самые сильные стороны музейной коллекции?
- Во-первых, археологическое золото - несколько сотен изделий, обнаруженных при исследовании двух курганов в Нижнеомском и Горьковском районах. Это золото, безусловно, выделяет омский музей среди всех сибирских. Во-вторых, русский авангард. В-третьих, коллекция из 12 акварелей японского художника Бёзана Хиросавы, которую музей обрёл совсем недавно. Сейчас работы находятся на выставке в Японии. Кроме того, у нас представлены фактически все периоды почти 200-летней истории Санкт-Петербургского императорского фарфорового завода. Совсем скоро мы будем гордиться коллекцией современного омского искусства. Пока ценность этих работ сложно распознать, это сделает время.
Котов на работу не берём
- Как часто нужно приходить в музей, чтобы видеть там новую экспозицию?
- У нас экспозиция обновляется постоянно, но это единичная смена, постоянно обновляться полностью экспозиция и не должна, ведь она отражает основные тенденции в развитии искусства, а они неизменны.
- Когда говорят об охране Эрмитажа, не забывают упомянуть и знаменитых музейных котов. Вы в свой музей котов «на работу» берёте?
- Коты нужны для того, чтобы бороться с мышами. А мы с мышами боремся химией. В Эрмитаже коты - это не только мера, но и очень давняя традиция. В Зимнем дворце 1 054 помещения, множество подвалов, поэтому без котов никуда. У нас как-то заходил разговор о котах, но в шутку. Ведь коты кроме пользы приносят и проблемы. У нас нет в них необходимости. Да и мышей, слава богу, тоже нет.
- Поделитесь идеями на следующий год?
- Поскольку год будет непростым, масштабных выставочных проектов, наверное, не получится. Мы опираемся на свои фонды, постараемся показать омичам как можно больше экспонатов, которые долго не выставлялись или были открыты в мире искусства совсем недавно.