Примерное время чтения: 8 минут
339

Ждём перемен. Музею «Искусство Омска» исполнилось 25 лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Омске 24/02/2016
В музее хранятся тысячи экспонатов
В музее хранятся тысячи экспонатов / Александра Горбунова / АиФ

В вековом доме постройки 1908 года, который давно уже находится в аварийном состоянии, - только несколько хранилищ с тысячами экспонатов. Сами же выставочные проекты музей «Искусство Омска» реализует в других местах. Так, например, в прошлом году появился выставочный зал по ул. Декабристов, 141.

«Лучше показывать хоть что-то, чем не показывать вообще», - уверена Лариса Тимкова, директор музея «Искусство Омска», с которой накануне 25-летнего юбилея учреждения поговорил корреспондент «АиФ в Омске».

Экспонаты в безопасности

Ольга Емельянова, «АиФ в Омске»: - Лариса Александровна, шесть лет назад вы ушли из музея им. Врубеля, чтобы работать здесь. Вас тогда не смутило аварийное здание и прочие бытовые неудобства? Да и размах у этих двух музеев, мягко говоря, разный.

Лариса Тимкова

Лариса Тимкова: - У меня было желание самостоятельно заниматься музейным делом, быть причастной к созданию чего-то нового. К тому же тогда нам предлагали здание на ул. Партизанской. К сожалению, этот проект так и не реализовался, и мы остались на старом месте. Но главные плюсы в том, что я встретила талантливый коллектив, с которым очень комфортно и интересно работать.

Досье
Лариса Тимкова, директор музея «Искусство Омска», историк искусств. В 1989 году окончила УрГУ им. Горького (Екатеринбург). До 2010 года работала в музее им. Врубеля в должности заведующей экспозиционно-выставочным отделом. Специализируется на современном искусстве.

- Как вы умудряетесь в условиях размещения в аварийном здании сохранять музейные экспонаты? Всё же бывает: и крыша протечь может, и кусок стены отвалиться…

- Проблемы с хранением есть в любых музеях. Когда я пришла сюда работать, мы изменили размещение фондов, переместив их на второй этаж, в более безопасное место. У нас каждый экспонат упакован в папку из гофрокартона, где сохраняется свой микроклимат. Предметы искусства боятся резких перепадов температуры. Но в музее всегда стабильно прохладно - и зимой, и летом температурно-влажностный режим стараемся сохранять в норме. Нам постоянно кажется, что мы в скором времени будем не здесь, что переедем. Сейчас я понимаю, что большого ремонта пока не будет, а равнодушно относиться к памятнику культуры, которым является здание, нельзя. Каждый год ожидания губителен для него. В прошлом году мы начали ремонт кровли, и часть проблемы сняли.

Здание музея уже много лет находится в аварийном состоянии. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Новое здание вам власти больше не обещают передать?

- Мне об этом неизвестно, у нас уже есть три здания, которые требуют внимания. В ближайшее время вряд ли что-то кардинально поменяется.

Глазами детей

- Официально на постоянном хранении у вас около 10 тысяч экспонатов. А как пополняются фонды? Художники передают свои работы в дар музею?

- Да, в основном художники дарят свои работы, хотя иногда какие-то экспонаты мы приобретаем у авторов сами. Например, в прошлом году из семьи художника В. Бичевого была приобретена его живописная работа. Что касается количества экспонатов, официальная цифра такова: на постоянном хранении их около 10 тыс., на временном ещё около 50 тыс. - это фото и негативы омских фотографов, в основном Михаила Фрумгарца и Эдуарда Савина. У нас самое большое количество снимков из истории Омска второй половины XX века, что является гордостью музейной коллекции. Все музеи, отечественные и зарубежные, по-разному решают вопросы комплектования. Музею Кембриджа, например, помогают выпускники университета.

В музее на постоянном хранении находится порядка 10 тыс. экспонатов. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Я знаю, что ещё у вас есть необычный фонд - спонтанного детского рисунка. Ни в одном омском музее такого не встретишь.

- Это всего лишь один из разделов фонда детского рисунка. Мы собираем и рисунки тех детей, которых никто не учит рисовать, не заканчивавших художественных школ. Например, на различных городских детских конкурсах. Для классических музеев это направление не особо интересно, но, например, Государственный исторический музей хранит коллекцию детских работ всего ХХ века, есть даже дореволюционные.  Когда я знакомилась с нашим фондом, меня поразил детский рисунок 90-х годов прошлого века, в котором ребёнок отразил жизнь во время перестройки. Он нарисовал дорогу из райсобеса в магазин, по которой шли люди. Это было время, когда задерживали зарплату, многие жили на пенсии бабушек. Комментариев к таким рисункам не нужно. Дети воспринимают все жизненные процессы очень обострённо. Спустя годы такие рисунки становятся интересными историческими документами.

Среди экспонатов музея порой встречаются очень любопытные экземпляры. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Уходить не хотят

- Молодых художников сейчас в Омске много? Хотят ли они вообще заниматься творчеством в родном городе или уезжают при первой же возможности?

- Многие молодые люди, не только творческие, стремятся уехать из города, и это ни для кого не секрет. Но молодые художники, в том числе интересные неформальные авторы, у нас есть. Есть люди, которым в родном Омске хорошо и комфортно, и творить они хотят именно здесь. Однако это вполне естественно - уезжать куда-то в другой город, если чувствуешь, что на новом месте открываются новые возможности самореализации. Нельзя задерживать людей на одном месте, мотивируя это местным патриотизмом. Кстати, мы ведём переговоры об организации выставок омских авторов, ставших известными за пределами Омска, надеемся, всё получится.

Каждый год ожидания губителен для старого здания музея. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- На ваш взгляд, какого музея не хватает омичам?

- Научно-образовательного для детей, где можно было бы в увлекательной форме изучать физические или химические процессы, в игровой форме получать научные сведения. Дети из таких музеев уходить не хотят! Однажды в Санкт-Петербурге в музее связи я услышала, как мама уговаривала сына: «Пойдём домой, мы уже с 10 утра здесь ходим…» На часах было уже пять вечера! Услышать такое - мечта любого музейного сотрудника.

Работники музея верят, что когда-нибудь у всех этих экспонатов появится свой дом. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах