Примерное время чтения: 7 минут
714

Сергей Флягин о дефиците «мужчин в пуантах» и вкусах омской публики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Омске 26/01/2011

Солист балета музыкального театра не понаслышке знает, что такое танцевать с душой. Именно это Сергей Флягин и делает последние 17 лет на омской сцене. В 1993 году выпускника хореографического училища одновременно ввели во ВСЕ спектакли репертуара музыкального театра. Первые роли - партии Щелкунчика и Юродивого из «Юноны» и «Авось». Сейчас Сергей уже «дотанцевался» до гоголевской «Шинели», звания заслуженного артиста РФ и диплома Международного театрального форума «Золотой Витязь». О том, как пройти все круги балетного «ада», о дефиците «мужчин в пуантах» и вкусах омской публики - в нашем интервью.

Мужской дефицит

 - Сергей, как вообще мужчины приходят в балет? Это осознанное желание или, как это обычно бывает, родители за ручку приводят?

- В моём случае танцевать в балете было не моим желанием, а желанием моей мамы. У неё в своё время карьера балерины не сложилась - родители не отпустили в хореографическое училище Новосибирска. Так что я - воплощение маминой мечты о сцене. В балетную студию она привела меня в пять лет. И с того момента я был окончательно отдан хореографии. При условии, что особых природных данных для этого педагоги у меня не нашли. Были только эмоции и желание танцевать.

- И этого достаточно, чтобы превратиться в ведущего солиста балета?

- Здесь много факторов. К примеру, я в детстве вообще не мог сесть на шпагат. Ну не балетные у меня связки, что тут сделаешь? Тренируешься через «не могу» и через «не хочу». Да, больно. Да, тяжело. Но к хорошей растяжке нужно прибавить музыкальность, чувство ритма и харизму. Когда артист выходит на сцену, зритель должен «загореться». Если тебя полюбила публика - она будет ходить в театр. Важен тандем зрителя и исполнителя. А чтобы стать ведущим солистом, нужно пройти все круги балетного «ада». В хорошем смысле этого слова. Начиная с кордебалета. В 1993 году мне исполнилось 19 лет. Я вернулся в Омск (отец был военнослужащим, и приходилось ездить по стране), пришёл в музыкальный театр, и мне сразу нужно было заучивать танцевальные партии всех балетов, опер и оперетт.

- С мальчиками был острый дефицит?

- И он никуда не исчез. Мужчины в балете - всегда большая редкость, и с каждым годом их становится всё меньше. Нельзя сказать, что они не хотят сюда идти. Хотят, но у нас не столица и нет перспективы заработать большие деньги. Старая братия раньше росла на энтузиазме, мы не тянулись за рублём. В противном случае, наверное, расслабились бы.  Молодёжь сейчас хочет получить всё и сразу и не понимает, что так не бывает. Вы покажите себя сначала. Вот сейчас я преподаю хорео­графию в ОмГУ им. Достоевского. Студенты талантливые, но многим перестало нравиться то, чем они занимаются. Обидно, когда сюда приходят только ради высшего образования, полагая, что в балете и хореографии особо думать не нужно.

Эротика на любителя

- Ваша танцевальная карьера - начало 90-х годов прошлого века. Но в это время людям было не до искусства и, наверное, не до балета уж точно…

- Ну что вы! На нашу профессию не действуют ни политика, ни катаклизмы, ни смена власти. Зрители никогда не меняются. А у нас в Омске балет любят. Зал полный всегда.

- А лично вам не надоело одно и то же? «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Юнона» и «Авось» - и так уже почти два десятка лет...

- Если честно, танцевать классику необходимо, так как она поддерживает артиста в форме. А для разнообразия существует современная хореография. Первый такой балет мы поставили в 1994 году - «Шаман и Венера». Балет-эротика, на любителя. Зритель после десятилетий балетной классики так его и не понял, да и лично мне он не нравился. Сейчас современной хореографии становится всё больше. Недавно наша труппа с балетом «Шинель» ездила в Москву. «Шинель» - это вообще новый рубеж для меня. Благодаря балетмейстеру Надежде Калининой я раскрыл в себе дар драматического актёра. Да, здесь хореография, но какая!

- Искушённому столичному зрителю понравилось?

- То, что постановка хорошая, мы знали. Ещё перед отъездом Надежда Калинина сказала, что «нужно порвать Москву». Столичная публика избалованная. А ещё так получилось, что на показ пришло много школьников и студентов. «Сейчас начнётся…» - подумали мы тогда за кулисами. Однако если в начале спектакля и было перешёптывание и шуршание фантиками, то потом - полнейшая тишина. А таких оваций в конце спектакля и вопроса, «будет ли театр из Омска ещё выступать?», мы не ожидали.

Без капризов

- Каковы минусы балета? Если не ошибаюсь, Вы однажды ногу на сцене ломали.

- Не сломал, а надорвал связки на «Лебедином озере». Но это хуже перелома - дольше срастается. Я вообще тогда не понял, что произошло. Танцую, потом вдруг падаю прямо на сцене. Зал замер, но я вскочил и продолжил партию, а когда ушёл за кулисы - больше не вышел. Боль жуткая, нога в два раза увеличилась - увезли на «скорой». Если честно, то в балете сложно обойтись без травм. Связки не железные и большие физические нагрузки не всегда выдерживают. У мужчин часто болят спина, руки, плечи. Нам ведь приходится партнёрш поднимать и красиво их по сцене носить. Тяжёлые ли балерины? (смеётся). Нет, у девушек в балете есть определённая норма веса, но физическая нагрузка всё-таки сказывается.

- Сколько составляет стаж артиста балета?

- 20 лет у мужчин и женщин. Кто-то после этого начинает преподавать, кто-то продолжает танцевать. Артисту всегда интереснее быть на сцене. У кого-то есть дар учить, но с ним нужно родиться. У меня - дар танцевать. Когда столько лет с этим живёшь, без сцены и зрителя представить свою жизнь невозможно.

- Вашему сыну скоро исполнится три года. Не присматриваете для него балетную студию?

- Не знаю. С появлением Серёжи мне есть для чего жить. Но выбор профессии я оставлю за ним. Мою жену Лену часто спрашивают, как можно жить с артистом, они же все странные и непонятные. Отвечаю - легко. Многие артисты - совершенно не требовательные люди.

Досье

Сергей ФЛЯГИН, ведущий солист музыкального театра, заслуженный артист России. Родился в 1974 году в Германии. Окончил хореографическое училище в Улан-Удэ, кафедру хореографии ОмГУ им. Достоевского, где сейчас и преподаёт. С 1993 года занят практически во всём репертуаре театра. Женат, есть сын.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах