21 июня в полпервого ночи в доме-интернате Тарского района произошел пожар, который унес жизни десяти стариков. На следующий день на месте трагедии побывал корреспондент "АиФ в Омске".
"Они там все пьяные были, пенсию ведь два дня назад получили...", - это была первая версия причины пожара, услышанная мною от сотрудницы дома-интерната, которую мы подобрали на проселочной дороге.
Старики тушили окурки о подоконники...
Доехать до учреждения оказалось непросто. Дом престарелых затерялся в сосновом бору, и добраться до него можно либо по тридцатикилометровой разбитой дороге, либо через паромную переправу. Большая часть пожарных расчетов, кстати, приехала именно по этой дороге... минут через двадцать пять после сообщения о пожаре, как рассказали огнеборцы. Через пять минут после звонка у интерната была только одна пожарная машина! В учреждении проживало 317 стариков...
"Пьяную" версию подтвердили и потерпевшие - две нетрезвые бабушки. Невнятно они поведали о ночной эвакуации и плохой электропроводке. Никакого сожаления о погибших соседях... Не было ощущения трагедии и в самом интернате - по коридорам бродили напуганные старики и сотрудники "заинтересованных" ведомств. Последних, кстати, было едва ли не больше, чем пожилых людей.
...В одном из коридоров я увидел, как курящий старичок тушил сигарету о.... пластиковый подоконник. Проходящая мимо медсестра, заметив мою выразительную мимимку, пояснила: "Они окурки и о диваны, бывает, тушат".
Вот ведь загадка! И от чего же случился пожар?!
В крыле здания, где еще вчера стояли диваны и телевизор, большая часть коридора и закуток полностью выгорели. Весь этаж покрывал ровный слой копоти. В комнатах беспорядочно разбросаны вещи. В тишине сгоревшего этажа неестественно тикали часы-ходики. Может быть, их владелец, один из пенсионеров, погиб здесь вчера ночью...
Постояльцы не "просыхали"
"Минут через десять после того как я зашел в свою комнату, из-под двери повалил дым, - рассказал 67-летний Валентин Некрасов. Он не растерялся - схватил ведро и начал поливать водой дверь. "Ведер десять вылил, а потом дверь вывалилась в коридор, - делится Валентин Некрасов. - Полыхнуло сильно. Хорошо, что я мокрый был". Когда огонь подобрался к комнате старика, подъехали пожарные. Валентин и его сосед - одноногий инвалид - спустились по пожарной лестнице.
По словам сотрудников МЧС, пожар начался там, где стояли диваны и телевизор. Потом огонь стремительно распространился по коридору. Сориентироваться в огне сумели только двенадцать стариков. Некоторые, не дождавшись помощи, прыгали из окон...
Почему же погибли старики? "Да мы с этими тренировками уже привыкли к сигналу пожарной тревоги, - пояснил Анатолий Захаров, постоялец интерната. - Я сразу решил, что обращать внимания не надо. Когда сообразил - кое-как выбрался, а остальные... Может, они подвыпившие были?".
О том, что пожилые люди пьют, в интернате известно всем, даже сотрудники знают, где купить спиртное. "Днем и ночью боремся. И изымали алкоголь, и выливали, - посетовал Валерий Ярушкин, директор интерната. - Но ведь летом они пьют за пределами интерната". Я прогулялся "за пределы интерната" - до соседнего дома. Местная детвора указала квартиру, где можно приобрести самогон.
И ЭТО не трагедия?
"Ну что? "Рекорд" поставили, - сквозь зубы комментировал ситуацию полковник омской милиции. - За последние годы у нас максимум шесть человек горело, а сейчас... Медсестра ушла с поста... Ну ничего, мы разберемся...". Эти слова прозвучали на фоне отчета сибирских и омских руководителей МЧС Геннадию Кириллову, главному государственному инспектору России по пожарному надзору.
...Во всей следственной кутерьме практически никто не замечал стариков, а погибших "вспоминали" только цифрами: вот тут трое погибли, тут четверо... Когда на одной из тесных лестниц интерната эскорт главного пожарного инспектора "зажал" одинокую старушку, она от страха чуть не расплакалась и все шептала: "Извините...". Для многих екатерининский пожар стал не трагедией, а "рекордом".