"Как дурили нашего брата, так и дурят, - жалуются нам в многочисленных письмах и звонках читатели "АиФ в Омске". - Раньше обвешивали и обсчитывали в магазинах, а теперь - в супермаркетах. Ничего не изменилось, хоть вывески другие и полки ломятся от товаров".
Мы уже не раз писали о том, как в учреждениях торговли нарушают права покупателя. И давали советы, кому жаловаться и как себя вести в сложной ситуации. Но омичей все еще обманывают, и мы продолжаем наш "ликбез". Итак, ваш корреспондент отправился в один из самых "раскрученных" супермаркетов...
Мы не едим пластмассу
В "салатном" отделе объявление: "Пластиковый контейнер предоставляется бесплатно". Но это бессовестная ложь: за банку нам придется платить по цене товара! Вот простой расчет: я покупаю 300 г салата по цене 42 руб. за 100 гр. Один грамм стоит 42 коп, банка весит 6 гр. Узнаем цену банки: 6 х 42 = 2 руб. 52 коп. "Вес контейнера должен вычитаться из общего веса изделия, - говорит Валентина Белаш, замначальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Омской области. - В противном случае это - обсчет и обвес". Требуйте, чтобы продавец взвешивал контейнер, "сбрасывал" эти граммы, и лишь потом ставил на весы наполненную баночку.
Мы разбили бутылку водки
В районе винно-водочных рядов - скандал. Пенсионер нечаянно задел полой плаща бутылку. Она упала и разбилась. "Немедленно оплатите испорченный товар!" - кричала менеджер. "Я нечаянно!" - оправдывался растерянный покупатель. Когда охранник пригрозил милицией, старик, едва не плача, заплатил. А сам ушел без хлеба и кефира.
"Покупатель не несет материальной ответственности, если ненароком уронил товар, повредил упаковку, что-то рассыпал, разлил, - объясняет Елена Новицкая, начальник юридического отдела управления Роспотребнадзора по Омской области.- Риск "случайной гибели товара" лежит на его собственнике. Другими словами, до того, как он оплачен - это убытки магазина.
Другое дело, если повреждение умышленное. Но это магазин должен доказать. Пусть вызывают милицию, которая соберет свидетелей, составит протокол, и только потом магазин через суд имеет право потребовать наказания ответчика и возмещения ущерба.
Честный покупатель не должен пугаться милиции! В проблемных случаях в ответ на самоуправство охраны гражданин должен сам позвонить по "02"!
От нас прячут ценники
В холодильниках с пельменями, варениками и блинами - изобилие. Зато на "бордюрчике" с ценниками - полнейшая неразбериха. Покупатели долго водят пальцами по клочкам бумаги, каждый последующий из которых до половины закрывает предыдущий. Накапливается раздраженная толпа. Одни, сердито махнув рукой, уходят ни с чем, другие - большинство - берут то, что под руку попалось. И лишь у кассы покупатель узнает реальную стоимость продуктов. Можно ли с этим бороться?
"Это обман, несоблюдение публичного договора и нарушение правил торговли, - констатирует Валентина Белаш. - Продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре. Вы можете нам пожаловаться, мы примем меры".
Нас "округляют" по "нашей просьбе"
Кассир выдает мне чек и благодарит за покупку. Только что меня обдурили на энную сумму, честно глядя мне в глаза. До десяти копеек кассир округлила стоимость каждого из купленных мною товаров. Я посчитала, что только я "подарила" магазину в этот раз больше двух рублей. А сколько покупателей-"благотворителей" проходит через эти кассы в день? А сколько среди них тех, кто эти копейки экономит - стариков, инвалидов?..
На самом видном месте, на стенде "Уголок покупателя", рядом с телефонами надзорных организаций и жалобной книгой, висит объявление: "По многочисленным просьбам покупателей стоимость товара округляется до 10 копеек". Может, Роспотребнадзор знает этих меценатов-покупателей?..
Кстати
После того, как в "АиФ в Омске" появилась критическая статья "Почему недооценивают яйца", супермаркет "исправился". Над контейнером с данным видом товара появилась бумажка с указанием стоимости упаковки. Однако и это неправильно: ценник, на котором указана конечная стоимость продукта, должен быть один.
Смотрите также: