Закупить в Омске впрок продуктов и выйти довольным из магазина самообслуживания сегодня практически невозможно. Непременно тебя обсчитают или обвесят. Одним словом, как-нибудь обманут.
Помимо традиционно-базарных методов "развода", скромные, иногда даже, казалось бы, застенчивые работники торгового фронта "вербуют" для своих нечистоплотных целей новейшие достижения торгово-технического прогресса.
Покупки-невидимки
- А почём у вас десяток яиц? - удивленно вопрошает у кассы старушка, доставая мятые десятки из носового платка.
- 45 рублей, - выдержав продолжительную паузу, еле слышно произносит кассир.
- А в чеке написано - 90!
- Так вы ж два десятка взяли!
- Кто? Я? Дочка, ты посмотри, один в пакете лежит.
- Ошибка машины.
У многих покупателей, вышедших из магазина самообслуживания и нашедших минутку на проверку чека, удивлённо округлялись глаза. Не минула чаша сия и автора этих строк: вместо двух пакетов молока на бумаге числилась "тройня".
Как нам сообщили в Роспотребнадзоре по Омской области, одним из самых распространенных в супермаркетах является способ обсчета, когда покупателю на кассе пробивают товары, которых он не брал. Возможны такие варианты: либо кассир вбивает в чек товар "с потолка", либо приплюсовывает лишнее к действительно взятому. Чем больше клиент покупает товаров и чем длиннее оказывается чек, тем выше вероятность обмана. Чеки - "до пола", и проверить, не отходя от кассы, соответствуют ли они содержимому тележки, зачастую практически невозможно. В лучшем случае покупатель обнаруживает, что его "кинули", уже дома.
Плесенью покрылось, мхом поросло
От разнообразия сладостей на полках супермаркета разбегаются глаза. Потому, наверно, взяв в руки пакет с печеньем, я не сразу разобрала, что зеленая глазурь на лакомстве вовсе и не глазурь, а плесень. Каково же было мое удивление при виде этикетки с датой расфасовки - она должна была наступить только завтра!
- Девушка, а можно попросить у вас документ, подтверждающий качество этого товара? - обращаюсь я продавцу, который буквально попятам ходит за мной.
- А вы кто?
- Покупатель.
- Я не в этом отделе работаю, - произносит работник торговли и быстро удаляется - очевидно, в "свой" отдел.
Просроченные продукты - настоящий бич многих омских супермаркетов. По идее, по окончании срока годности продавец должен убрать товар с реализации. Но идти на такие издержки готов не каждый владелец. В случае, если товар фасованный и продается без оригинальной упаковки, продавец просто меняет старую этикетку на новую, на которой указана новая дата расфасовки. Определить на глаз качество продуктов, завернутых в пленку или упакованных в пластиковую тару, невозможно. Фактически приходится покупать "кота в мешке", полагаясь лишь на удачу. Залежалый товар периодически "освежается": копченую колбасу отмывают моющими средствами, а полукопченую натирают растительным маслом, чтобы блестела и выглядела более аппетитно; куски колбасы или сыра оборачиваются в свежую пленку, на которую приклеивается новый ярлык с "продленным" сроком годности; фабричные упаковки с просроченной датой хранения вскрываются, фасуются и реализуются как развесные.
Заполучить сертификаты качества на продукты "с душком" не в силах даже проверяющие органы. Чтобы найти необходимый документ на складе, у продавца уходит порой до пяти часов. Столько времени не может ждать даже контролер, а рядовой покупатель тем более. Однако способы борьбы есть. Даже если спустя несколько дней вы обнаружили, что колбаса в вакуумной упаковке, купленная в супермаркете, далеко не первой свежести, идите в магазин с кассовым чеком и требуйте замены продукта или возврата денег.
Ловушка для слонов
Прилавки с товаром в стеклянной таре часто забиты под завязку. Для чего - догадаться нетрудно. Чтобы высвободить банку с корнишонами из такого плена, от покупателя требуется особая виртуозность. Далеко не каждый ею обладает. И вот заветная баночка летит вниз и с шумом разбивается.... Тут же, как из-под земли, появляется охранник. "Я заплачу, заплачу", - чуть не плача, лепечет покупатель. "Хорошо, хорошо, идите к кассе", - довольно улыбается секьюрити.
- Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ, ответственность за случайную гибель или повреждение товара переходит на покупателя с момента, когда продавец передаёт товар покупателю, - пояснила нам Жанна Ромаева, юрист. - Для розничной купли-продажи это момент выдачи покупателю товарно-кассового чека (статья 493 ГК РФ).
Суть "развода" проста. Продавцы нередко вскрывают банки с маринованными огурчиками и помидорчиками, аккуратно потрошат упаковки с крупами, макаронами. Целлофановые и бумажные упаковки потом заклеивают скотчем, а банки с овощами сами по себе закрываются вполне герметично. Ну а то, что покупатель не услышит характерного хлопка при открывании баночки грибочков, - это его, покупателя, личное дело.
Мнение эксперта
Людмила Королькова, председатель Омского областного общества защиты прав потребителей:
- К нам ежедневно поступает масса жалоб в адрес супермаркетов и магазинов самообслуживания. Большинство претензий - по поводу некорректных ценников. Часто бывает, что на ценнике указана одна цена, а на кассе пробивается другая, завышенная. По закону, именно ценник является основным документом, определяющим цену товара. Покупатель вправе потребовать продать товар по той цене, что на витрине, а магазин обязан требование удовлетворить. Однако на деле все иначе. Мне самой не раз приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Объяснения традиционны: произошла переоценка, магазин большой и ценник не успели поменять.
Зачастую причиной низкого качества работы супермаркетов является непрофессионализм кадров. Владельцы магазинов берут на работу людей без специального образования. Бывает, что продавцы просто физически не в силах справиться с тем объемом работы, который за ними закреплен. За обманы, обвесы, обсчеты продавцов, несомненно, наказывают, лишают премий. Отсюда ещё и текучесть кадров. Страдает в итоге потребитель.
От редакции:
"Геомарт", площадь которого составляет более 4 000 м2, смог бы вместить в себя шесть с половиной "Пятерочек", восемь "Наших магазинов", пять "Ваших домов" или десять "Репок". Новый "Континент", устроившийся на 68 000м2, дал бы приют еще большему количеству магазинов самообслуживания: 113 "Пятёрочкам", 136 "Нашим магазинам", 85 "Вашим домам", 170 "Репкам" и 45 "Планетам Холидей".