Сейчас ситуация на рынке ювелирных украшений с точностью до наоборот. И самое обидное, что отличить подделку от оригинала очень сложно. Известные омские ювелиры Ольга и Владимир КРЫШКОВЕЦ в интервью нашему еженедельнику рассказали не только о подводных камнях рынка драгоценных украшений, но и о том, востребована ли сейчас профессия ювелира, почему на всю Россию этому ремеслу учат только в одном месте и какие украшения предпочитают носить и передавать по наследству омичи.
И пилить не надо
- Ольга, Владимир, до вас ювелирным ремеслом в городе никто не занимался. Почему? Разве ювелир не престижная профессия?
- Престижная. Но в Советском Союзе этому учили только в одном месте - в Краносельском училище, что в Костромской области. Там жители всех окрестных сёл ювелирным ремеслом занимаются. С XVI века! Представляете, какой там уровень мастерства? Попасть туда было очень сложно. Но мы родом оттуда и всегда хотели быть художниками. О ювелирном деле не мечталось. Это ведь училище художественной обработки металла, а мы - гравёры по цветному металлу. В Омске мы оказались в 1971 году, нас пригласил директор Союза художников. И до нас, действительно, ювелирными украшениями никто не занимался.
- За 40 лет, что вы в Омске, ситуация изменилась?
- Простых ювелиров в подпольных мастерских - полгорода. Ремонтируют людям цепочки, а они потом всё равно к нам бегут переделывать. Получается, что ювелиры либо самоучки, либо с образованием трёхмесячных курсов. К тому же сейчас всё поставлено на поток. К примеру, есть специальные машинки литейные, которые те же колечки прямо с камнями отливают. Ни пилить ничего не надо, ни корпеть над одним браслетом сутками. Однако авторской работы в таком случае уже не будет.
Килограммы серебра
- Почему сейчас много проблем с золотыми украшениями?
- Некачественным золотом может быть то, у которого низкая проба. Самая оптимальная - 585. Она и красивая, и изделие меньше будет изнашиваться. Золота здесь 585% из 1000%. Остальное - лигатура. Например, два грамма серебра, два грамма меди. От этого цвет украшения зависит. В том же СССР в золото всегда добавляли медь, и оно было с красноватым оттенком. На Западе предпочитают жёлтый цвет украшений, поэтому добавляют серебро или латунь. А чистого золота не бывает, оно ведь очень мягкое, «неудобное». Ногтём поцарапать можно! Отличить качественную подделку от настоящего украшения на глаз очень сложно, поэтому нужны специальные реактивы. Но не забывайте обращать внимание на пробу и вес, настоящий металл будет тяжелее.
- А вам с чем больше нравится работать? С металлами, камнями?
- И с тем, и другим. Красивые камни ведь завораживают. Смотрите, нам из Калининграда как-то янтарь привезли, а в нём даже мошки видны. Представляете, этому маленькому кусочку камня около 100 миллионов лет! Мы иногда сами не можем поверить в это, цифры нереальные. А если горный хрусталь взять? Он превратится в кварц через 20 млн лет. Фантастика. Из металлов чаще всего работаем с серебром, это более доступный металл, да и серебряные украшения всегда в моде. Приобретаем слитки в банках, которые сейчас в свободной продаже. Хоть 100 г покупай, хоть целый килограмм.
- А какие камни сейчас больше всего ценятся?
- Вне конкуренции бриллианты, сапфиры. Вот видите, рубин какой интересный? Он из Индии. Цвета голубиной крови. Весьма ценная вещь.
- Кстати, как к бижутерии относитесь?
- Ничего против не имеем. Сейчас действительно большой спрос на бижутерию, в конце концов, её и потерять не так страшно, как бриллиантовое колье. Но главное отличие в том, что по наследству его дочери или внучке всё-таки не передашь. Поэтому и мода на драгоценности не пройдёт никогда.