Омск, 18 июня – АиФ-Омск. До 300-летия Омска осталось всего ничего: в августе 2016 года наш город отметит юбилей. Но омичи рискуют остаться без праздника.
Опрос: | |
---|---|
Несмотря на масштабную программу подготовки, принятую несколько лет назад, почти ничего из запланированного пока так и не выполнено. Особенно удручает горожан, что не улучшается облик города. Не появляются новые красивые здания. Не реставрируется исторический центр, так ещё время от времени власти города собираются то сносить скверы, то деревянные дома, чтобы на их месте построить коммерческие объекты.
Корреспонденты «АиФ в Омске» пригласили в качестве гостя редакции Альберта Каримова, академика архитектуры, имеющего за плечами огромный опыт градостроительной деятельности. И Альберт Михайлович с профессиональной точки зрения дал оценку происходящего в Омске и поделился предложениями по улучшению городской среды.
Критики маловато
omsk.aif.ru: – Альберт Михайлович после долгого затишья вопросы городской среды снова стали обсуждаться обществом. Ведутся ожесточённые споры, общественные слушания из простой формальности стали нередко площадкой для обсуждения. Только вот почему мнение власти и людей всё время расходится?
Альберт Каримов: – Мне кажется, что ни о каких спорах и речи быть не может. В одной из газет, всех кто не согласен с официальной позицией, объявляют ретроградами, маргиналами, политиками и поборниками лишь личных амбиций. Я считаю, что необходимо развивать профессиональную архитектурную критику и не рассматривать предложения департамента или проектного института как истину в последней редакции. Дабы не вызывать ненужного недовольства граждан, нет необходимости ставить их перед свершившимся фактом. Например, место для установки колеса и строительства в Воскресенском сквере выбиралось около года, но никто из ведущих архитекторов и общественности не знал об этом.
omsk.aif.ru: – Парирую словами руководителей города: они часто говорят, что нет смысла советоваться с людьми, ведь они не профессионалы и решений архитекторов просто не смогут понять…
А.К.: – Насчёт профессиональных решений можно поспорить. К примеру, исполнители, которые предложили место для «колеса обозрения» (Вахитов, Карамелев), не имеют достаточного архитектурного образования и градостроительного опыта. Надо было рассмотреть несколько вариантов с анализом различных точек восприятия городских панорам. При этом на этой стадии необходимо было подключить жителей, и общественные организации, чтобы они ощущали причастность к принятию градостроительных решений. В этом есть предпосылки становления гражданского общества.
omsk.aif.ru: – Может быть, мнение со стороны, может быть и самое квалифицированное, не хотят слышать, потому что в последнее время все архитектурные идеи мэрии, так или иначе, критикуются. Как вы думаете, зачем администрация в последнее время продвигает заведомо спорные и критикуемые проекты?
А.К.: – Трудно представить, что это предумышленная акция, направленная с одной стороны на разрушение городского среды, а с другой, призванная якобы будоражить население и сталкивать его с архитекторами. Причина, мне кажется, в другом: необходимо шире практиковать предварительную экспертизу и все объекты создавать только на конкурсной основе, привлекая профессионалов высокого класса. А то получается, что на первом совете, где рассматривался проект пресловутого «колеса», было заявлено, что место выбрано главным архитектором и оно согласовано с администрацией! Что тогда обсуждать? Кстати, ведущий архитектор Омска А.П. Гете, тогда заявил, что обсуждать установку «колеса» за счёт уничтожения сквера просто аморально.
Я убежден, что нельзя создать, что-либо значимое за счёт уничтожения наших святынь, каким является самый старинный сквер Омска. Как я уже неоднократно говорил, недопустимо, чтобы исторический силуэт Омска формировали не православные храмы (например, Воскресенский собор), а лапидарные парковые аттракционы, типа «чёртово колесо». Исторический центр должен отражать идентичность русской градостроительной культуры, которую наиболее точно отражают храмы, памятники истории, шедевры деревянного зодчества. Этим мы ценны всему миру, именно эти архитектурные произведения, подобные ансамблю «Любинского проспекта» отражают неповторимый образ города, а не «чёртовы колеса», которые имеются в любом захудалом парке. Ну не может типовой образ технологического сооружения олицетворять архитектурный облик нашего исторического центра. Это просто кощунство и, скорее всего, коммерция.
Вспомним Достоевского
omsk.aif.ru: – Так пресловутое колесо времени – это не только аттракцион, это ещё и зимний сад, стоящий в основании. Авторы проекта говорят, что у омичей появится возможность зимой наслаждаться видом зелёных растений…
А.К.: – Мне кажется, что не очень актуально в Омске создавать т.н. «зимние сады», при этом уничтожая живую природу и исторический сквер. Искусственные сады надо создавать там, где ничего не растёт. В пустыне, например. Или при больничных комплексах, чтобы облегчить страдания больных и вселить в них надежду на будущую встречу с природой.
omsk.aif.ru: – Если колесо ставить в центре не нужно, то как-то преобразовать центр города всё-таки следует…
А.К.: – Я не вижу никакой взаимосвязи между краеведческой составляющей и «колесом» с зимним садом, которое якобы позволит преобразовать исторический центр. Кстати, Сергей Собянин, мэр Москвы установил мораторий на любое строительство в историческом центре: только реставрация и восстановление. По его примеру необходимо пересмотреть градостроительные планы строительство высоток у Крестовоздвиженского и Успенского соборов, тридцатиэтажного офиса у памятника Маршала Жукова, строительство торговых центров «Планета» в городском саду, снос сквера Дзержинского и перенос фонтана и т.п. При разработке проекта центра необходимо иметь историко-краеведческий сценарий, чтобы воплотить в семантике городского пространства события, факты, имена и даже мифы.
Кстати, главный постулат профессионализма в архитектурной деятельности, утвержденный Евросоюзом, звучит очень жестко: «Первостепенный долг архитектора, как профессионала, заключается в том, чтобы заботиться об интересах общества, которому он служит. Этот долг преобладает над его личными интересами и интересами его заказчиков». При несоблюдении этого основного требования архитектор лишается лицензии на проектирование. У нас, к сожалению, этот постулат пока не соблюдается. А ведь именно высококвалифицированный архитектор способен найти компромисс между инвестором и обществом, не нанося при этом ущерб городской среде.
omsk.aif.ru: – Тем не менее, 300-летие не за горами. А подготовка к нему была, по меньшей мере, скомканной. Нужно начинать сначала. И что нужно сделать в первую очередь, с точки зрения соблюдения интересов общества?
А.К.: – Да, действительно были намечены глобальные цели: аэропорт, гидроузел, метро, а о городской среде забыли. Хотя, как известно, у россиян как бы бедно они не жили, издревле был обычай к празднику обязательно украсить «красный угол» в избе. Для омичей это, естественно, исторический центр, который надо спасать от будущей экспансии высотного строительства. Если говорить о современной застройке, то у нас в последнее время пока не появилось ни одного красивого здания, достойного трехсотлетнего юбилея.
Я уже неоднократно говорил, что необходимо принять совместное постановление губернатора и мэра по развитию архитектуры, градостроительства и монументально-художественного оформления города, основанных на сохранении и развитии историко-культурного наследия. Но можно начать и с малого. Надо немедленно освобождать город от щитовой рекламы! Она полностью разрушила архитектурное пространство. Ни в одном городе нет такой экспансии рекламы в исторических центрах. Например, в Белгороде губернатор вообще запретил любую щитовую рекламу в городе. Реклама должна украшать город, а в историческом центре она должна соответствовать историческому облику: старинные рекламные тумбы, изящные подписи, кованые решетки и т.д. Разве можно представить огромные рекламные щиты в центре Парижа, Праги, Флоренции? Абсурд!
omsk.aif.ru: – Вместе с рекламными щитами, может быть, есть смысл убрать и многочисленные ларьки? Они же тоже «загораживают» собой город?
А.К.: – Да, разномастные киоски, шашлычные, шатры захламили центр и стали своеобразными «достопримечательностями» города. А к ним еще примкнули «голубые сортиры», рядом с которыми сидят тётки с метёлками и ведрами и продают входные билеты в туалет. Это, по моему мнению, не создает необходимый образ миллионного города накануне юбилея и уродует его. Более года тому назад администрации представили широкую программу подготовки города к трёхсотлетию. Там есть крупномасштабные проекты: например, установка памятника Петру I, Екатерине II, Шпрингеру и т.п., и есть малозатратные: восстановить Царские ворота, обозначить место гражданской казни Потанина и границы первой Омской крепости и т.п. Например, копии коней Клодта, которые украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге, есть во многих городах Европы – почему это не сделать в нашем городе, ведь Клодт родился в Омске. И будет частичка Северной столицы? Или почему не воссоздать пространство Достоевского: обозначить границы острога за драмтеатром с памятным знаком, завершить памятник и дорогу Достоевского, организовать экскурсионный маршрут. Воплощение этих идей не требует больших затрат. Жаль, что мы много времени потеряли. Надо срочно городскую среду готовить к 300-летию. К нам приедут гости, и что мы им будем показывать? Голубые сортиры?
omsk.aif.ru: – Убрав туалеты и организовав пространство Достоевского, мы приведём в порядок только центр города. А как же остальные районы Омска?
А.К.: – К сожалению, другие районы города и, особенно, левобережье, застраиваются объектами не лучшего архитектурного качества. В этом мы отстаём от наших соседей. Чтобы Омск выглядел достойно, необходимо продолжить и развить наши лучшие архитектурные традиции, реализованные в Музыкальном театре, библиотеке Пушкина, Торговом центре «Омский», здании торгового комплекса «Пять звезд».
Работы на 1000 лет!
omsk.aif.ru: – В городе с 2007 года существует генеральный план, до этого действовал генеральный план 1970 года. Почему же, имея основополагающие документы в градостроительстве, Омск меняется не поступательно, а хаотично и медленно?
А.К.: – Необходимо рассмотреть ход реализации генплана: что сделано за последние восемь лет. У населения возникает вопрос: почему при утверждённом генплане и другой градостроительной документации продолжает активно развиваться точечная застройка, самострой. Надо с этим разобраться, возможно, усилить законодательство, принять Градостроительный устав и т.п.
omsk.aif.ru: – Многие специалисты говорят, что не было смысла разрабатывать новый генплан в 2007 году, ведь план 1970 года был вполне подробный и позволял развивать архитектурный облик города…
А.К.: – Да, подобное мнение у некоторых специалистов существует. Хотелось бы напомнить, что в развитии предыдущего генплана было разработано более 90 градостроительных документов, которые охватывали все аспекты комплексного развития города. Это и проект пригородных зон, комплексные схемы развития транспорта, метро, инженерных коммуникаций, генсхема озеленения, территориальная комплексная схема охраны природы, программа упорядочения промышленных и водоохранных зон. Были даже разработаны карты заболеваемости города и шумозащитная карта. Таким образом, стратегических документов более чем достаточно, надо сделать их анализ, т.к. их реализации рассчитана на десятки лет. Поэтому необходимо преемственность, т.к. нельзя начинать каждый раз градостроительную политику с чистого листа с приходом нового мэра. Вообще-то новый генплан разработать сложно, т.к. при тридцатилетней реализации предыдущего заложено направление улиц, функциональное зонирование.
omsk.aif.ru: – В любом случае, новый документ действует. Выполняется ли он?
А.К.: – Как мне стало известно, создана рабочая группа при Горсовете, которая проанализирует, как исполняется генплан и предыдущие градостроительные документы, насколько эффективно были израсходованы бюджетные средства. Некоторые показатели наших генпланов не отвечают экономическим возможностям и просто нереализуемы. На их воплощение в наших условиях может понадобиться более тысячи лет! Считайте сами. Например, в наших генпланах было заложено строительство 39 развязок. За более чем сорок лет построено две, также это касается строительства магистралей, метро. С одной стороны надо экономику повернуть к градостроительству (без этого качество жизни не улучшить), а с другой необходимо делать более реалистические градостроительные документы, т.е. разработать градостроительные документы не вширь, а в глубь.
omsk.aif.ru: – Например?
А.К.: – Было бы более актуально разработать охранные зоны памятников истории и архитектуры, утвердить статус особо охраняемых территорий. Разработать предложения по улучшению качества воды, воздуха, почвы; продолжить решение вопросов с миграцией подземных вод... Мы уже давно предлагали, что необходимо иметь пакеты разрешительной документации. В них должны быть все согласования, утвержденные границы, технические условия, цена вопроса и т.п. Этот подход максимально исключает коррупционную составляющую, экономит время и средства на проведение инвестиционного процесса.
Город-сад можно вернуть
omsk.aif.ru: – Трудно не спросить о зелёных насаждениях. Почему Омск из города-сада стал городом-пнём?
А.К.: – Я помню своё детство, когда весь город был охвачен энтузиазмом озеленения. Этот феномен был основан на том, что политическая воля совпала с желаниями и энтузиазмом жителей, которые хотели превратить свой абсолютно степной город в «город-сад». Поэтому столь болезненно воспринимается вырубка деревьев и скверов, они созданы руками наших дедов и отцов. Весь парк 30-летия Победы был создан по специальному ландшафтно-дендрологическому проекту на абсолютном пустыре. Омичи соревновались, кто лучше озеленит свой балкон. Была идея делать тематическое озеленение на основе экзотических растений, которые адаптировал к условиям Сибири знаменитый агроном Гензе. Нужно вернуться к концепции непрерывного озеленения, по типу кровеносной системы, когда сады, скверы, соединяются через бульвары с парками и лесопарковым поясом вокруг города. Сегодняшние обрезанные коряги задачу климатологического питания города не обеспечивают. Крону, конечно, надо формировать, но нельзя цветущие деревья превращать в обрубки – как символ конца света.
omsk.aif.ru: – Как возродить эту концепцию озеленения на практике?
А.К.: – Вернуть концепцию города-сада необходимо – это будет та социально-значимая идея, которая позволит объединить руководство и разрозненных жителей в гордое понятие: граждане города Омска. Мне кажется, необходимо вернуть специальное подразделение типа горзелестроя. Возвратить уникальный омский опыт зимнего крупноразмерного озеленения. Кстати, в то небогатое время в Омске высаживалось очень много цветов, и на весь Советский Союз наш город был провозглашён, как город миллиона цветов. Для возрождения нужны не только комплексные проекты, но и специалисты по ландшафтной архитектуры, дендрологи.
Сохранить уют
omsk.aif.ru: – Омску нужно зарабатывать деньги, бюджет-то пустой. Вот и отдают чиновники землю в центре города под застройку, чтобы привлекать больше инвесторов.
А.К.: – В центре земля всегда дороже и выгодней. Но делать коммерцию за счёт уничтожения историко-культурного наследия недопустимо. Наша история, памятники архитектуры – одно из главных средств привлечения инвестиций. Говорят, Владимиру Спивакову понравился наш исторический центр, который пока не изуродован новостроем, здесь сохранилось уютное пространство. Посмотрите, как обезображены разномастными высотными зданиями центры Екатеринбурга и Новосибирска.
omsk.aif.ru: – С другой стороны, в центре Омска осталось ещё много избушек. Частный сектор покрывает весь Омск. Может быть, пусть инвестор получит площадку в центре города под застройку, а взамен этого расселит людей из аварийного жилого фонда?
А.К.: – К сожалению, мы опять делаем ошибку и идем поперёк современных градостроительных парадигм, провозгласивших малоэтажное строительство. Мы опять сделали в генплане огромную зону сноса, превратив жителей в своеобразных заложников, которые ждут этот снос, ничего не делая со свои жилищем. Мне кажется, что заставить инвестора расселить весь частный сектор нереально, да и не нужно. В свое время мы разработали проект регенерации кварталов малоэтажной застройки: социологические опросы, карта ветхости и т.п. Необходимо подвести сети и пусть люди благоустраивают своё жильё на земле, создавая своеобразные родовые поместья, сохраняя соседские связи. Они сами за себя будут отвечать – какое это облегчение ЖКХ. К индивидуальному жилищу стремится весь мир. Я видел огромные кварталы индивидуальных домов и в Токио, Нью-Йорке, Осако.
omsk.aif.ru: – Но разве так уж плохи высотные дома? Можно построить один высотный многоподъездный дом, и поселить в нём половину жителей частного сектора…
А.К.: – Жаль, что наши архитекторы не владеют информацией о путях развития архитектуры и градостроительства в XXI, провозглашённых на мировых форумах. В этих программных документов сказано, что теория больших масштабов – самая возмутительная слабость современной архитектуры. Необходимо прекратить развитие мегаполисов, а развивать малые и средние города – это очень актуально для России. Будущее не за вертикальным городом, а за горизонтальным. Небоскрёбы – это эрекция отсутствия здравого смысла, затратности и опасности. Получается, что мы в Омске руководствуемся отжившими градостроителями идеями многоэтажного жилищного строительства, осуждённого всем мировым сообществом. Уже доказано, что многоэтажное жильё опасно для здоровья, оно в несколько раз дороже в строительстве и в разы дороже в эксплуатации. Остается лишь коммерческая составляющая, но кто это строительство пропагандирует? А коммерсанты, которые строят – никто из них не живёт в высотных двадцати- и тридцатиэтажных монстрах.
Я за трамвай!
omsk.aif.ru: – Ещё одна проблемная точка развития города – это транспорт. На общественный транспорт вечно не хватает денег, а личный создал проблему непроходимых пробок в Омске…
А.К.: – Мы эту проблему обсуждали с коллегами из Лондона, Парижа, Штутгарта, Роттердама, Дрездена... Общая мировая идея: максимально развивать общественный транспорт. Создавать бестранспортные зоны в центре города. Эту идею я слышал еще лет 15 назад, когда был в США в городе Милуони. Суть: максимально развивать общественный транспорт и чинить всяческие препятствия развитию индивидуального. Сужать дороги путём размещения велодорожек, выделяя полосы для общественного транспорта, прежде всего трамвая, делать высокооплачиваемые стоянки или делать так, чтобы «шеф ездил на такси»! Причём, процесс начинает решаться на мировоззренческом уровне: иметь машину не модно, а чиновники во всем мире пересаживаются на велосипеды.
omsk.aif.ru: – Как это можно устроить в Омске?
А.К.: – Конечно, строить магистрали. Напоминаю, что из 411 км магистралей к 2005 году построено чуть больше 40 км. Необходимо с помощью специалистов СибАДИ и из Санкт-Петербурга оптимизировать светофорное регулирование, определить реальные фокусы тяготения: кто, куда в какое время передвигается. Повысить плотность магистралей, перейдя от огромных микрорайонов к квартальной застройке. Например, все улицы, переулки в Берлине проезжие – транспорт рассредоточивается. Отдельная тема: хаос со шлагбаумами, которые самовольно повсюду устанавливаются, захватываются территории, парализуется движение. Кстати, в бестранспортных зонах функционирует трамвай!
omsk.aif.ru: – Парирую словами Олега Осинского, директора департамента транспорта. Денег на дотации общественному транспорту нет. А раз у большинства омичей уже есть машины, то пусть на них они и перемещаются по городу…
А.К.: – Подобное заявление противоречит мировым тенденциям. Создается впечатление, что Россия – свалка для автомобильной рухляди, который может приобрести любой. Как известно, в некоторых странах получить право на приобретение индивидуального транспорта сложнее и дороже, чем купить сам автомобиль. Развитие индивидуального транспорта – тупиковый путь. Это пробки, экологическая катастрофа. Мы, конечно, отстаем от Запада в образе мышления и экономических возможностей, но без общественного скоростного транспорта проблему решить очень сложно.
Воспитать своих!
omsk.aif.ru: – Нет ничего удивительного в том, что вы со своим многолетним опытом работы являетесь преподавателем у будущих архитекторов. И как никто другой можете рассказать о будущем нашей архитектурной школы. Есть ли потенциал у молодых омских архитекторов?
А.К.: – Мы для этого, хоть и с большими сложностями, открыли архитектурную специализацию. Для наших студентов Омск – родной город. Они на генном уровне чувствуют пространство своего родного города и, будем надеяться, что они никогда не будут предлагать проекты, разрушающие историю, память, традиции. Мы неправильно делаем, что приглашаем иностранцев и иногородних архитекторов, притом, что не востребованы наши талантливые зодчие. Что хорошего иностранцы могут привнести в нашу городскую среду, когда они не чувствуют его пространства? Да и им здесь не жить. Для них Омск – только бизнес. А в наших студентах мы воспитываем, прежде всего, гражданственность, патриотизм, любовь в своей малой Родине. К сожалению, многие практикующие архитекторы не получили достаточно хорошего образования. Ведь мастера может воспитывать только мастер. Но у нас еще пока не хватает высокопрофессиональных преподавателей. Хотя наши выпускники продолжают обучение и работают в Москве, Санкт-Петербурге, Италии, Сан-Франциско, Лондоне.
omsk.aif.ru: – А в Омске?
А.К.: – В Омске тоже работают, но не до конца востребованы! У нас упали объёмы строительства и просто нечего проектировать! Это очень больной вопрос. Властям нужно обеспечивать объёмы. Мы в своё время строили по 820 тыс. квадратных метров жилья, 5 садиков и по 3,5 школы ежегодно! А сейчас таких масштабов нет, и все усилия сконцентрировались вокруг строительства торговых центров. Но я уверен, что когда-нибудь в Омске повернутся к своим кадрам, талантливым, патриотичным и профессиональным и каждый объект будет создаваться только на конкурсной основе.
Досье
Альберт Михайлович Каримов родился в Омске 19 апреля 1941года. Работал главным архитектором Омска с 1975 по 2005 год. Академик Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Международной академии архитектуры, профессор, заслуженный архитектор России. Награждён орденом Святого Благоверного князя Даниила Московского, орденом Почета, медалями Российской Академии архитектуры и строительных наук. Вице-президент Союза главных архитекторов России, член экспертного Совета по градостроительной деятельности Государственной Думы РФ, награжден медалью Союза архитекторов России имени А.В Иконникова «За выдающийся вклад в архитектурную науку».