Омск, 10 апреля - АиФ-Омск. Пенсионерка Валентина Корнеева отнюдь не жалобщица. Но когда в райцентре Муромцево то вода ржавая течёт, то водонапорная башня выходит из строя, а жителям предлагают «скинуться» на ремонт, женщина звонит в редакцию «АиФ в Омске». Мы не раз писали о муромцевских водных проблемах. После публикации ситуация хоть как-то сдвигалась с мёртвой точки, но проблемы Муромцева, увы, типичны для любого райцентра.
опрос: | |
---|---|
В районах водный дефицит
Трубопроводы в деревнях и сёлах изношены до предела, и порывы на них случаются с пугающей периодичностью. Достаточно вспомнить прошлое лето, когда жара нанесла сокрушительный удар по системе водоснабжения области: несколько населённых пунктов в одночасье остались без воды. Её не было вообще. Никакой! Азовский, Исилькульский, Калачинский, Кормиловский, Омский районы… Главы местных администраций разводили руками и винили природу (конкретно - обмеление Оми) и технику (из-за аномальной жары рвались водопроводные трубы, а насосы горели как спички). Поэтому неудивительно, что сельчане счастливы, когда вода, пусть грязная и дорогая (почти 70 рублей за куб!), просто есть. Но кто всё-таки виноват - техника или природа?
Проблему отсутствия воды можно рассмотреть на примере города Исилькуль. За последнее время в районе зафиксирована пара крупных аварий. В феврале не выдержал магистральный трубопровод, оставив без водоснабжения 25 тыс. жителей. Пока устраняли аварию, на «сухом пайке» сидели больницы, школы, детские сады. В марте авария произошла уже на центральной котельной. А скоро лето. В это время года исилькульцы запасают воду во всю мыслимую тару: канистры, фляги, кастрюли… К вечеру на дно в ёмкостях выпадает осадок. О происхождении этих «добавок» люди стараются не думать. Только спрашивают, сколько ещё в регионе будут латать старые трубы?
Да, движение вперёд кое-где есть. Год назад «АиФ в Омске» писал о забытой властями деревне Медвежье. Здесь людям приходилось ездить за водой с флягами за 3 км от посёлка, а потом по бездорожью тащить их обратно на себе. Пресной воды в деревне не было 17 (!) лет. Публикация вызвала у местных чиновников крайне негативную реакцию, в адрес редакции посыпались упрёки от сельского главы, недовольной тем, что правда о жизни на селе всплыла наружу. Тем не менее вмешательство корреспондентов заставило шевелиться чиновников, и в августе 2012 года в Медвежье протянули водопровод. До городского комфорта, конечно, далеко, но в деревне наконец-то появились колонки. Сельчане и этому несказанно рады... Надо отметить, что большая часть жителей села имеет проблемы с почками: многие пили солёную воду из старых колодцев, оставшихся со времён СССР. Жители невесело шутили, что за 17 лет у них в почках образовались булыжники, а не камни. Кстати, в городских водопроводах вода по качеству не лучше, а некоторые утверждают, что хуже, чем в деревнях.
А что происходит с нашей главной водной артерией - Иртышом? Из него жители региона получают 90% воды. Усиливающееся обмеление Иртыша - главная экологическая угроза для всего сибирского региона с конца 1980-х годов. Трудно представить, что может настать день, когда полноводная река превратится в жалкий ручей, но учёные утверждают, что такое возможно. Катастрофы с Аральским морем в Казахстане тоже никто не ожидал, а когда оно обмелело, было поздно. Если прибавить к проблемам Иртыша загрязнение Оми, аварийное состояние систем водоотведения, отсутствие очистки ливнёвых вод, то очень скоро наступит дефицит чистой питьевой воды.
Роль гидроузла
А тут ещё и гидроузел стал настоящим яблоком раздора. Сторонники его строительства уверяют, что он - высшее благо для региона. Другие говорят, что ничего хуже гидроузла быть не может. Красная дата на календаре - 2016 год. Именно тогда должно заработать сооружение на Иртыше, способное создать подпор воды ниже по течению от границ города. Таким образом удастся значительно повысить уровень воды в пределах Омска, что позволит уберечь навигацию, спасти водозаборы и придать Иртышу вид полноводной реки, чтобы город смотрелся наряднее. Но как это часто бывает, и у этой медали есть другая сторона. По мнению экологов, строительство гидроузла сделает Иртыш ещё более грязным и непригодным для навигации. Некоторые и вовсе высказывают предположения о техногенных и экологических катастрофах.
От редакции
Год назад руководитель ГО и ЧС по Омской области посоветовал главам районов направить заявки в комиссию по ЧС на приобретение необходимой техники и насосов, чтобы не повторилась аварийная ситуация лета 2012-го. Этим летом у всех жителей региона будет возможность наглядно убедиться в том, делают ли руководители районов выводы из своих ошибок и помогли ли принятые меры в борьбе за чистую воду. Главное, чтобы у жителей деревень и сёл не лопнуло терпение - они и так платят за мутную воду в три раза больше, нежели горожане.
Кстати
Есть в Омской области объекты для гордости. Например, озеро Эбейты - самое большое солёное озеро в Западной Сибири. Его площадь - 80 км2, котловина озера простирается на территории Москаленского, Полтавского и Исилькульского районов. Это уникальное комплексное месторождение минеральных солей, здесь есть запасы лечебной грязи. Озеро исследуют с 1928 года. На территории Амринской балки (на границах Москаленского и Полтавского районов) встречаются редкие исчезающие растения Сибири. Самые известные озёра Омской области располагаются в Муромцевском районе.
Выбираем из двух зол
Ольга БАЖЕНОВА, гидробиолог, профессор ОмГАУ:
- Создание любых гидротехнических сооружений на равнинных реках, безусловно, ведёт к цветению реки. Но мы застряли в одной точке: в пределах города Омска. Если рассматривать проблему шире, то истощение водных ресурсов - глобальная проблема. Красногорский гидроузел - это одна из возможностей избежать критического состояния при истощении Иртыша в пределах города. Надо понимать, что водозабор из Иртыша будет увеличивать и Казахстан, и Китай. Казахстану вода нужна, чтобы напитать водой столицу республики, ведь Астана очень нуждается в этом ресурсе. И наши соседи вполне могут увеличить перегон воды из Иртыша по каналу «Иртыш-Караганда».
Да, в случае строительства плотины вода в Омске будет значительно грязнее, чем сейчас. Но чего мы хотим: иметь воду или потерять её вовсе? Гидроузел позволит сохранить нам воду Иртыша, пусть и плохого качества, её нужно будет очищать. В мировой практике есть технологии, помогающие избежать цветения, и их нужно обязательно применять.
Как побороть последствия
Сергей КОСТАРЕВ, член Бассейнового совета Иртышского бассейнового округа, профессор, председатель НП «Экологический комитет»:
- Проект Красногорского гидроузла имеет ряд недостатков. Строители плотины обещают омичам обеспечить нормальной водностью нашу реку, сохранить судоходство и создать рекреационные условия. Но мы агрументированно сможем доказать, что плотина не решает этих вопросов, а лишь создаёт дополнительные проблемы. Меня смущает тот ореол таинственности, который окружает проект плотины. Если гидроузел так полезен городу, как о нём говорят, то почему засекречен его проект? Да, по моему запросу я получил три тома документации, но в них не было ни одного графика, ни одной схемы!
Ещё меня смущает, что не было проведено реальное моделирование последствий внедрения гидроузла. Моя точка зрения проста: лучше бы этой плотины вообще не было. Но раз уж её уже строят и шансов на прекращение строительства нет, то это значит, что мы должны быть готовы даже к негативным последствиям, которые ждут нас после 2016 года.
Мнение эксперта
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе:
- Гидроузел, который строится на Иртыше, имеет очень большое значение для Омска. Сегодня регулировать водонаполнение и водный баланс Иртыша в черте города, в зоне действия водозаборов - важная задача, обеспечивающая и надёжность водоснабжения в миллионном городе, и нормальную экологическую ситуацию на реке. А в Омске построены и набережные, и мосты, и рекреационные объекты в прибрежной зоне. И когда река будет в стабильном, регулируемом и хорошем состоянии, то это подчеркнёт красоту мест отдыха омичей. Гидроузел - это сложное сооружение, требующее больших капиталовложений, но я уверен, что это будет один из базовых объектов, позволяющих увереннее развиваться Омску.
Компетентное мнение
Воспоминания омского краеведа Владимира СЕЛЮКА о том, каким был Иртыш раньше, - это настоящий экскурс в прошлое нашего города.
- В моём детстве особенно величественным Иртыш был во время ледохода: нагромождение льдин, а на берегу мужики баграми ловили проплывающие бревна. Когда Иртыш разливался, машины по два-три дня на берегу стояли, ждали паром. За состоянием реки следили, землечерпалки чистили днище. В конце апреля на реке начиналось судоходство, и это был праздник для омичей. Все пароходы мы знали по «голосам» - у каждого из них был свой гудок. Также я очень хорошо помню лодочные станции и дамбу, что была построена в районе «Зелёного острова». Ещё одно из воспоминаний об Иртыше - мужики ловили стерлядь, и совсем мелкую выкидывали, берегли популяцию. Тогда, в годы моего детства, мы не боялись пить из реки.
Языком цифр
- 4 230 рек различной длины и водности протекает на территории Омской области.
- 16 000 озёр общей площадью 190,4 га насчитывается в регионе.
- Более 2 142,8 тыс. га - общая площадь болот Омской области.
- 11 особо охраняемых территорий выделено в регионе, 4 из них - водные. Это озеро Эбейты, природный парк «Птичья гавань», природный ландшафтный заказник «Пойма Любинская» и природный комплексный заказник «Амринская балка».
- 1 166 млн руб. потратят на реализацию целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса в 2013-2020 годах».
- 242,66 млн руб. предназначено для восстановления и экологической реабилитации 12 водных объектов на территории региона. 9 из них находятся в городе и 3 в районах Омской области: озёра Голое, Круглое, Солёное, Круглое 2, Чередовое, Моховое, Талановское, Исилькуль (Исилькульский район), Полтавское (Полтавский район), ручей Чередовый, речка Замарайка, река Большая (участок реки в Большереченском районе).