В этом сезоне туристическую отрасль региона ждёт настоящая революция. Привлекательными для путешествий обещают стать даже те районы, которым не очень повезло с природными ландшафтами. О том, чем будут удивлять омичей и как в кризис привлечь туристов, мы поговорили с Олегом Федоренко, начальником управления по развитию туризма министерства культуры Омской области.
Что покажут на селе?
Ольга Минайло, «АиФ в Омске»: Олег Александрович, почему туризм в нашем регионе для большинства его жителей вещь неизвестная и непонятная? Люди просто мало знают о том, где можно отдохнуть, или отсутствие инфраструктуры пугает?
Олег Федоренко |
Олег Федоренко: И то, и другое. Спросите у любого омича, даже у студента факультета туризма, - где можно отдохнуть в Омской области, вам назовут Муромцево и Большеречье. А над остальным задумаются. Инфраструктура в этом вопросе тоже не на последнем месте стоит. Тех туристов, которые любят комфорт, а не ночёвку на улице в палатке, – абсолютное большинство. Проблема и в том, что долгое время мы были закрытым городом, слово «туризм» здесь вообще никто никогда не произносил. А в это время, например, в той же Белокурихе Алтайского края строили санатории, вкладывали деньги в развитие инфраструктуры. И в Крыму тоже здравницы строили. То есть основная база в самых известных туристических районах страны сформирована ещё в СССР. Чтобы в наше время вывести её на новый уровень, им порой нужно просто что-то подкрасить, отремонтировать, доделать – и вот уже гостиница может претендовать не на три звезды, а на четыре или пять, можно приглашать туристов. В Омской области не было ничего, и то, что происходит сейчас, можно назвать настоящей революцией туризма внутри региона. Очень хочется, чтобы к нам поехали из соседних областей, чтобы люди понимали, что Омск – театральная и культурная столица Сибири, где есть на что посмотреть. Хотя, конечно, у нас нет пятизвёздочных гостиниц, а вот, например, в маленьком Ярославле, где проживают 300 тыс. человек, функционируют очень достойные отели.
- Если теоретически представить, что все новые туристические маршруты реализуются и станут популярными, сколько лет потребуется на реформу всей системы, чтобы омичи в конце концов перестали говорить, что отдыхать в родном городе – это плохо?
- Я думаю, что для Омска это три-пять лет. Сейчас мы запускаем в ряде районов квесты. Это относится к сельскому туризму в том числе, когда можно приехать с ребёнком и не только принять участие в какой-нибудь программе, но и показать ему, как живут в деревне, что вот это курица, а вот это корова. Если в районах начнут строить гостевые дома – понятно, что не на уровне пяти звёзд, но хоть какие-то – это первый шаг в развитии сельского туризма, на котором районы могут заработать первые деньги.
- Все ли районы хотят развивать туризм? Это ведь рискованное занятие, не факт, что оно вообще окупится.
О подсчёте рыбаков и туристов
- Туризм при желании может стать хорошим двигателем экономики региона. Какой вообще должен быть турпоток в Омской области, чтобы этот двигатель заработал? Предприниматели же не захотят из чистого энтузиазма вкладывать миллионы в то, что потом принесёт доход в три копейки.
- Если начнёт развиваться инфраструктура, появятся и предложения. В Муромцево есть места, в которых одномоментно можно заселить 250 человек. А в Больших Уках гостиница вообще на пять человек. Больше перспектив получить инвесторов у тех районов, кто находится на федеральной трассе М51 – это и Крутинка, и Тюкалинск, и другие районы. Здесь есть развитая сеть кафе, отели, бани - то есть людям уже есть, где переночевать и отдохнуть. Но ведь нельзя же развивать исключительно одну инфраструктуру. Ну построят в Черлаке шикарную гостиницу на 300 мест, а для чего? На что людям там смотреть? Это вопрос из серии, что купить сначала: машину или гараж? Идея всё-таки должна быть первой.
- Как вообще сейчас развивают внутренний туризм те регионы, которые не могут похвастаться красивыми ландшафтами и богатой историей? За опытом коллег следите?
- Конечно, но везде ситуация разная. Многое зависит от бюджета, в этом плане Тюменская область нас богаче. Новосибирск в сфере туризма мало чем может похвастаться: город молодой, большого исторического наследия здесь нет. Интересен Тобольск - хоть и маленький город, но может удивить туристов.
- А как посчитать туристов? У нас ведь люди могут приезжать на отдых в Омскую область с палатками, и никакая статистика их не учтёт.
- Со статисткой в туризме тоже плохо, рыбаков в Крутинке при всём желании не пересчитать. Если человек приехал на другую территорию и там переночевал, он уже считается туристом. Но учесть его в этом качестве можно только в том случае, если он остановился в гостинице. Если же он ночует в машине или палатке, то тут уже никак. Мы ориентируемся на официальные данные, которые публикует Ростуризм. По их данным, за прошлый год в Омской области зарегистрировано 360 тыс. туристов. По факту, понятное дело, их значительно больше. Хочется верить, что с учётом предстоящего 300-летнего юбилея города официальное число туристов приблизится к 400 тысячам.
Если говорить об иностранных туристах, то их подсчётом занимается миграционная служба. За прошлый год информации пока нет, но в 2014 году их число составило около 17 тыс. человек. В основном в Омск приезжают из Казахстана, Китая, Германии и Кореи.
- На какое направление туризма сейчас нужно делать ставки в стране и в нашем регионе в частности?
- В прошлом году мы создали комплексный план по развитию детского и молодёжного туризма. Это направление, которое когда-то было утеряно. Вспомните многочисленные турслёты или станции юных туристов. Но с детским туризмом сейчас всё сложно по той причине, что даже для того, чтобы просто перевезти группу детей из одной точки города в другую, нужны специальные сертификаты. Это ответственность, которую не все хотят на себя брать. Перспективен и познавательный туризм, особенно в Омской области, - археология привлекает многих людей. Актуален и сельский туризм.
За что «двойки»?
- Во времена безденежья люди всегда в первую очередь экономят на отдыхе. Так есть ли смысл тогда говорить о туризме?
- Да, сегодня ситуация такая, что человек больше думает о продовольственной корзине, чем об отпуске. На первом месте всегда будет еда, жильё, образование детей. Хотя мы недавно мониторили заполняемость омских гостиниц на майские праздники – она составила 30%, а в Муромцево и Чернолучье – 70-90%. Это говорит о том, что омичи всё-таки любят выезжать за город, но не всегда знают, куда и на какие деньги ехать.
- Недавно в России впервые прошла всероссийская акция «Контрольная по географии», результаты которой, мягко говоря, шокируют. Вам не обидно, как бывшему учителю географии, что это предмет, а следовательно, свою страну и окружающий мир, люди совсем не знают?
- Обидно, я не ожидал, что будут такие результаты. Но, во-первых, это зависит от уровня преподавания. Если бы география оказалась в ранге таких предметов, как русский язык или математика, ситуация складывалась по-другому. Когда я учился в школе, все предметы были одинаково равны и важны. Сейчас если школьник хочет учиться в политехническом университете, куда для поступления нужно сдавать физику, а не географию, зачем ему учить последнюю? Вот и выбирают дети те предметы, которые им точно пригодятся. В итоге не только американцы теряются, когда не могут найти на географической карте Россию и Сибирь, но и сами жители России и Сибири не очень-то свою родную землю знают. А ведь географию как раз и нужно начинать познавать с истории своего родного края.