Но есть ли обмеление? Каждый взрослый человек видит, что год от года уровень воды падает. Уже на набережной оголились сваи, скоро будет видно дно.
Обмеления не бывает!
Однако не всё так просто. В нашу редакцию обратился Василий Фисенко, ныне пенсионер, а в прошлом - профессиональный гидротехник. По словам Василия Аникеевича, об обмелении реки могут говорить дилетанты. На самом деле наблюдается понижение уровня воды в связи с углублением дна.
Несмотря на то, что уровень воды колеблется в зависимости от водности, дождевых паводков, сбросов гидроэлектростанции в Казхахстане, в целом среднее количество воды остаётся стабильным. Тогда что же происходит? Город строится, ему нужны миллионы кубометров песка, чтобы делать раствор. Где он его добывает? Со дна реки. И каждый год со дна Иртыша поднимают от 30 до 50 млн тонн песка. А восстановить за год река может только 1 млн тонн. Из-за этого дно и оседает постоянно: 20-50 см в год теряет Иртыш.
Понятно, что без песка город обойтись не может. Но есть другой выход: для того чтобы стабилизировать уровень воды и постепенно поднять его, нужно черпать не вверху по течению, а внизу, за пределами Омска. Но это невыгодно. Придётся доставлять песок на склад против течения. А это дополнительные расходы на топливо, на которые компании идти не хотят.
Недостатки серьёзны
Уровень воды на Красногорском гидроузле планируют поднять на 1,5 -2 метра. С одной стороны, это моментально решит сразу несколько проблем, которые совершенно справедливо называются строителями плотины: улучшится судоходство на Иртыше, плотность воды над резервуарами питьевых водозаборов позволит не беспокоиться о будущем водоснабжения Омска, да и, подняв уровень, мы закроем торчащие сваи на Иртышской набережной и под мостами города. Но стоит ли всё это миллиардов, которые потратят на плотину?
Тем более что специалисты предрекают ряд рисков, и их никто не спешит развенчать. Во-первых, обеспокоены садоводы, дачные участки которых расположены вниз по течению от гидроузла. Пойма в этих местах низкая, и вода из нижнего бьефа гидроузла может размыть берег или затопить дачи омичей.
К тому же на пойме левого берега осталось много старых скотомогильников. Из-за того, что берега сложены из супесчаных грунтов, они могут пропускать влагу. От длительного стояния в водохранилище вода будет просачиваться в грунт и может дойти до этих захоронений. А это потенциально опасно!
Поднятие уровня Иртыша грозит и вполне реальной бедой, которая уже наблюдалась в Омске в 1967 году. Из-за того, что Иртыш поднялся выше устья Оми, течение Омки остановилось! Верхние слои наносов начали гнить, источая чудовищный запах и грозя катастрофой. В Омске было объявлено чрезвычайное положение.
Тогда удалось перегородить Омь дамбой высотой три метра, после чего взорвать её. Скоростным течением потока вода хлынула в Иртыш и вынесла всю грязь. От повторения подобного сценария мы не застрахованы, а между тем учитывать эти данные следует.
Да и при ближайшем рассмотрении преимущества проекта тоже не кажутся незыблемыми. Говорят о развитии судоходства. А оно есть? В день по Иртышу проходит три-четыре баржи. Всё! Флот почти весь списан. Президент Дмитрий Медведев ещё после трагедии с «Булгарией» признал, что речной флот не строится в стране уже 20 лет. К тому же, чтобы пробраться мимо гидроузла, нужно пройти шлюзы. Процесс тоже непростой, да и энергоёмкий.
Компенсировать потерю
Беспокоит и ситуация с водоснабжением. Пищевые водозаборы собирают воду на определённых отметках. Если уровень воды упадёт ниже, то Омск останется без воды. Но и эту проблему можно решить, отказавшись от добычи песка. Стабилизация уровня воды позволит не беспокоиться о будущем водозаборов на годы вперёд. Нужно лишь дать реке возможность компенсировать потерю наносов. То есть через несколько лет спокойствия уровень воды может достичь ожидаемых отметок. Главное - без гидроузла.
Строительство плотины при дальнейшей добыче песка приведёт к тому, что уровень вынужденно будет падать. Ведь дно углубляется. А выдержит ли гидроузел увеличивающийся напор?
Конечно, наверняка все подобные риски были учтены при формировании технического задания объекта. Но есть люди, которые видят пробелы проекта. И мы готовы услышать и опубликовать другие мнения. Всё-таки нам всем здесь жить.