На днях прямо на территории учебного заведения между двумя подростками завязалась драка. В итоге один остался с травмами и порезами, а другой скрылся.
7 октября этого года в дежурную часть отдела полиции № 6 УМВД России по г. Омску поступило сообщение о том, что в больницу доставлен несовершеннолетний с телесными повреждениями.
Подраться – легко
Сотрудникам полиции 16-летний потерпевший рассказал, что он поругался с одногруппником. Конфликт перерос в драку. В результате 17-летний подросток нанёс потерпевшему удар острым предметом и скрылся.
В настоящий момент стражи порядка задержали подозреваемого и возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Подросток ранее состоял на учёте в органах внутренних дел.
Этот случай не единичный. По информации УМВД России по Омской области, на территории региона с начала этого года зафиксировано 600 преступлений, совершённых подростками.
– Последние 10 лет количество преступлений среди школьников в нашем регионе снижается, – говорит Сергей Марущак, врио заместителя начальника полиции УМВД России по Омской области. – Только за аналогичный период прошлого года их насчитывалось 700. Удельный вес подростковой преступности по России составляет 5,4% от общего числа правонарушений. В Омской области этот показатель составляет 5,1%, а в Сибирском федеральном округе – 6,9%.
Из 600 правонарушений на преступления особо тяжкого характера – убийства – приходится всего один случай, восемь трагедий связано с причинением особо тяжкого вреда здоровью, 3 изнасилования и 47 краж чужого имущества.
Кто виноват?
В конфликтах, драках, преступности – особенно произошедших на территории учебного заведения – часто принято винить школу.
– Основная задача школы – дать образование, – считает Ольга Овчинникова, ведущий специалист отдела развития образования департамента образования администрации города. – Однако обучение и воспитание неразделимо. Перекладывать ответственность за все проблемы на школу было бы неправильным: большую роль в этом процессе играют родители.
Согласно новым федеральным стандартам, внедряемым сегодня в образовательных учреждениях, важнейшая составляющая обучения – это воспитание. Не случайно сейчас 10 часов в неделю предусмотрено на кружки и факультативы, задача которых не только расширить кругозор, но и сформировать личность.
Вектор на воспитание школьника нового формата пока ещё не развернулся в нужную сторону. Толерантные ученики – это дело будущего. А пока мы можем наблюдать, что растёт количество судебных исков, связанных со школьными конфликтами. Официальной статистики об их количестве в Омске нет – практика судебных разбирательств, связанных со школой, носит несистемный характер.
– Чтобы решить непростую задачу по устранению школьных конфликтов, сегодня повсеместно создаются службы медиации, – говорит Олег Усаков, ведущий специалист отдела городского департамента образования. – Разные государственные структуры: УМВД, СПИД-центр, психологические службы – всё больше объединяются и работают с детьми. К сожалению, среди подростков стало много самоубийств. Больше всего огорчает, что возраст тех, кто не выдерживает жизненных невзгод, становится всё ниже. Последний случай произошел в конце августа, с собой покончила пятиклассница 11 лет. Этот градус напряжённости требуется снижать.
Практически все проблемы школьников объясняются недостатком внимания. Однако в школе ребёнок проводит от двух до четырёх часов, остальное время должно быть организовано родителями. А те порой вынуждены совмещать две, а подчас три работы – таковы нынешние реалии. Ребёнок оказывается под влиянием улицы, телевизора, интернета.
– Сейчас принято говорить, что приоритет школы за воспитанием, – рассказывает Анатолий Бижов, директор омского лицея №137. – Но почему же тогда в школах сократили ставку завуча по воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной деятельности? В школе нужен и заместитель директора по охране и безопасности – это не просто слова, а настоящая необходимость. За то время, которое отведено учителю на уроке, он может дать только основы знаний. А дальше школьник должен сам их добыть, нынешний госстандарт нацеливает ребёнка на большую самостоятельную работу. Конечно, задач по воспитанию мы с себя не снимаем, но инструментов для её решения становится всё меньше.
Как оградить?
– Меня, мать четырех детей, улица совсем не пугает, – говорит многодетная мама Олеся Григорьева. – Мне становится страшно от слов, что школа должна воспитывать и формировать личность ребёнка. Когда мои ребята пошли в первый класс, – я веду речь о сельской школе, – они впервые увидели, как девочки курят. Мне пришлось долго объяснять, почему так происходит, вредно ли это. Я хочу, чтобы школа образовывала, а не воспитывала. Чтобы принципы, которые я заложила в ребёнка, никто не менял и не оказывал на них влияния. Благо сегодня федеральным законом об образовании допустима такая форма, как семейное образование, она исключает необходимость посещать школу.
– Главное – это воспитать в ребёнке способность отдавать, а не брать, – считает отец Дмитрий Олихов, руководитель отдела образования Омской епархии. – Родитель – первейший пример для ребенка. Однако подчас учитель младших классов является не меньшим авторитетом, роль воспитателя, несомненно, ему присуща. Педагог не должен оказывать образовательных услуг. Он должен знать приоритеты в воспитании, чтобы в итоге ребёнок мог сам произвольно осуществить выбор и остановиться на добродетели, а не пороке. Как поступим мы – взрослые, если, скажем, на работе объявили сокращение? Наверное, подставим коллегу, чтобы остаться на своём месте. Также поступают и наши дети. А ведь это неправильно: заповедь Божия – помоги ближнему. Не можешь помочь материально, помоги словом.
– Наверное, ни для кого не секрет, что, когда ребёнок один в семье или их двое, мир вертится вокруг них, формируется привычка брать и не делиться, – заканчивает наш разговор многодетная мама. – Когда детей в семье много, приобретается иной навык – отдавать. Поэтому сегодня так важна роль многодетной семьи. Это пример для подражания всему обществу.