Спектакль «Иван Царевич и Серый Волк» омского ТОП-театра в рамках Девятого Международного фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays-2015» завоевал звание «Лучшего детского спектакля». Интерактивная постановка, где дети сами управляют актерами, пришлась по вкусу известному театральному деятелю Николаю Коляде.
Это не очередная «типичная» инсценировка русской народной сказки, а завораживающий ядрёный «микс» всей славянской мифологии. Волшебство текста заключается не только в содержании, но и в его структуре: конечно, сегодня уже никого не удивишь интерактивным спектаклем, но не так часто можно встретить сценическое действо, где зритель сам может выбирать дальнейшее развитие сюжета. Главные герои спрашивают совета у зала, куда же им теперь идти – к Змею Горынычу, или Соловью-разбойнику, или к Шамаханской царице, или… к каким-то другим архетипам русской сказки.
Артисты готовы тут же спроектировать новую сцену из незамысловатой, но абсолютно неповторимой по фактуре и функциональным возможностям декорации. Или создать среду того персонажа, которого герои и зрители встретят на своем пути.
В общую композицию удачно вписываются костюмы Анны Долганёвой, которая создала из естественных для славянской одежды фактур совершенно особенные формы. К примеру, Серый Волк это не просто «сказочный волк», а шаман, способный слышать лес и его духов. Молодой режиссёр (студент Щукинского училища и актёр «ТОП-театра» Ярослав Максименко) идёт ещё дальше. Он продолжает идеи Мольера о расширении функции зрителя от пассивной к активной, вплоть до того, что перед началом спектакля ещё неизвестно, какой артист будет исполнять ту или иную роль. Именно зрителям даётся возможность выбора: кто будет Иваном Царевичем, а кто Серым Волком. И своё мнение мы высказываем не только вербально, но вступаем в игры, конкурсы между «командами» двух актёров... Так и решается судьба каждого конкретного спектакля, определяется его будущий ход.
Таким образом, имея одно название в афише, омичи за два показа сыграли на фестивале две совершенно разные сказки. Зрители, посмотревшие утренний спектакль, придя на дневной увидели бы совершенно другую историю. И такие нашлись! Желая убедиться в том, что всё не обман, некоторые посмотрели два спектакля подряд. И не разочаровались, поскольку каждая из двух историй получилась уникальной и продуманной – в фойе театра балета «Щелкунчик» можно было услышать только восторженные отзывы.
Вариативность поддерживается и в сценографии – здесь отсутствуют массивные декорации: мы видим некую систему канатов, которые заплетаются то в сад с золотыми яблоками, то в подземелье Кощея, то в дремучий лес, то в качели, на которых актрисы буквально влетают в пространство зрительного зала… и кажется, что вариантам нет конца. Но это только кажется – на самом деле, выполнив нехитрые арифметические вычисления, можно сосчитать: спектакль имеет восемнадцать версий исполнения. Я снова напишу эту цифру – ВОСЕМНАДЦАТЬ!
При этом ансамбль, который сложился на сцене, поражает тем, с какой виртуозностью и азартом артисты готовы к любому повороту событий. Недаром этот театр (только под именем Театра-студии А. Гончарука) на «Коляда-Plays» уже получал премии: «Лучший актёрский ансамбль» и «Надежда». Режиссёр Максименко создал внутри спектакля неповторимый дух священнодействия, обрядовости, так знакомый нам по спектаклям Коляды (прямым примером может служить его «Гамлет»). Но «ТОПовцы» идут своим путём, не прибегая к «колядизмам» – они разыгрывают колядки. Первоисточник этого обряда, его «корень», появляется на сцене в чистейшем, первородном виде (может, именно поэтому Омск вообще решил заявить себя на этом нескончаемом празднике Солнца, «Коляда-Plays»?). Ритуалами и обрядами окутана вся постановка. В центре истории лежит обряд инициации мальчика в мужчину: пройдя все испытания и совершив героические поступки, Иван Царевич умирает как мальчик и воскрешается как мужчина. Эмоциональный музыкальный фон вообще способен довести зрителя до экстаза: русские народные песни исполнены прекрасно. Учитывая структуру спектакля, не удивительно, что всё в нём наполнено нескончаемыми импровизациями и постоянным внутренним нервом, азартом.
В спектакле занято всего пять артистов, но перед глазами разворачивается такая палитра, что, кажется, – их тут занято, как минимум, двадцать. Тут уже невозможно выделить кого-либо особенно, так как каждый неповторим в своей функции сегодня, завтра… и в любой другой день показа. Этот спектакль можно пересмотреть все возможные восемнадцать раз, а затем, уже подзабыв первые, – начать заново.
Ринат Ташимов
Омский ТОП-театр
Ул. Правый берег Иртыша, 153
Телефон кассы театра: 60-70-20
top-teater.ru
На правах рекламы