Чудовища, мёртвые князья, русский бунт… Чего только не встретишь в современной драматургии! На первый взгляд – триллер, на второй – «полная борода», по признанию режиссёра новой постановки Евгения Бабаша. В этом фантазийном миксе из абсурда и сюрреализма, присмотревшись внимательнее, можно разглядеть историю русской глубинки XXI века.
В сюрреалистической пьесе Ксении Драгунской «Ощущение бороды» переплетено с добрый десяток тем и образов. Что примечательно – здесь нет чёткого посыла на тему того, о чём эта пьеса и для кого она, в конечном счёте, предназначена. Ощущение бороды (даже если вы женского пола – попытайтесь представить!), у каждого своё. Не правда ли?
«45+»
В театральном мире по этой пьесе Драгунской можно найти только один спектакль 12-летней давности. Пьеса и правда довольно сложная в смысловом плане. Плюс к этому современная драматургия редко выходит за рамки молодёжных лабораторий и отвоёвывает себе место в репертуарном театре. Даже сама автор удивилась решению «лицеистов» взяться за «бороду». В центре сюжета – история молодого литератора Марины, приехавшей в деревню из Москвы изучать особенности русской глубинки. Тихая сельская жизнь на деле оказалась водоворотом из людских характеров и мистических событий, от души приправленная народным духом. И неудивительно, что в конце всё заканчивается не менее народным бунтом. Особо дотошный зритель может попытаться найти в этом политический подтекст, которого, по сути, здесь нет. Зато есть тема крайностей, одиночества, любви, безысходности, движения жизни и болезненное ощущение времени. Именно ощущения и эмоции в этом спектакле – его главные составляющие.
– Это русская по духу пьеса, – объясняет Евгений Бабаш. – Только русские люди умеют жить так, как никто жить не умеет. Веселиться – так до упаду, бунтовать – так бунтовать. У нас всё вперемешку: и кровь, и слёзы, и любовь. Вот та загадка русской души, о которой писали все классики. Мы не хорошие и не плохие, ни злые и не добрые. Нас сложно загнать в какие-то рамки. «Ощущение бороды» – это спектакль про любовь к жизни, просто жизнь бывает в разных проявлениях. В пьесе я увидел целый цикл жизни, от начала и до конца, который в один момент «обнулился». Такой русский бунт: снести всё, чтобы начать заново. Но пьесу все считывают по-разному – одни выходят со спектакля в слезах, так как почувствовали дикое одиночество. Другим кажется, что это триллер, третьим, что это спектакль «45+», четвёртые вообще не понимают современную драматургию… Это спектакль для зрителя, который хочет открыть для себя что-то новое, а не просто развлечься.
Такой многослойный спектакль – самая настоящая театральная борода, в которой, словно волоски, переплелись множество значений и мотивов. «Славянская борода, русская», – отмечает Евгений Бабаш.
«Мурашечный» спектакль
Реквизит для спектакля собирался, в прямом смысле, с миру по нитки. Старые вещи приносили в театр неравнодушные зрители, прялка – собственность костюмера, а деревянную лестницу режиссёр и вовсе попросил на… стройплощадке. Крайний минимализм спектакля, что называется, на руку. Он не отвлекает от повествования, но создаёт ту самую атмосферу русской деревни. Всевозможные чугунки и ухваты – самые что ни на есть деревенские, из ныне не существующей деревни Дмитровка Омской области. Деревни нет на карте уже лет 30, а вещи оттуда остались. Несложно догадаться, какую энергетику они передают спектаклю.
Из вещей, которые были сделаны специально для премьеры, можно выделить разве что икону, нарисованную Мариной Шиповой, художником театра. Икону перед премьерой даже освятили в храме.
Есть в спектакле и то, чего не встретишь в пьесе. На месте авторских ремарок Евгений Бабаш создал полноценные драматические сцены. Так, например, в камерном театре удалось «запустить» настоящий дождь. Пробирает до мурашек. Сам режиссёр иронично улыбается и говорит, что спектакль на самом деле получился из разряда «мурашечных».