Открытие сезона совпало с премьерой – Омский театр юного зрителя первым в стране покажет пьесу немецкого режиссёра Ульриха Хуба «У лис длинные носы».
– Это премьера в России, её ещё никто не показывал. У ТЮЗа очень достойная миссия, познакомить российского зрителя с этим спектаклем, – говорит Елена Мамонтова, заместитель художественного руководителя театра.
Ульрих Хуб пока что известен в нашей стране, как автор детской пьесы «У ковчега ровно в восемь», которая в игровой форме говорит с детьми, поднимая недетские вопросы о Боге, вере, религии. Новая пьеса в постановке молодого, но очень перспективного режиссёра из Москвы Полины Стружковой предлагает подросткам беседу о правде и лжи. Допустимо ли лгать во спасение? Что происходит, когда открывают наши маленькие личные тайны? Обо всём этом и будут говорить герои спектакля, который, кстати, задействует не только сцену, но и непосредственно зрительный зал.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/13/236583/7ba03255c4f4b36d3d8f88da85fe0984.jpg)
О том, как важно говорить с ребёнком на равных, рассуждает и сам художественный руководитель ТЮЗа Владимир Золотарь:
– Мне очень дорог этот спектакль, потому что в нашем театре впервые возникла пьеса, когда с детьми разговаривают серьёзно. А ребёнок, вопреки нашим ожиданиям, очень тянется к тому, когда с ним обращаются, как к взрослому. Я, например, образно говоря, вынужден «бить по рукам» тех, кто начинает сюсюкать с моим ребёнком. Потому что у меня в этот момент возникает ощущение, что ребёнок отстраняется, и думает: «Это ты дебил, или меня дебилом пытаешься сделать?». К сожалению, очень часто детский театр пытается заниматься такой же дебилизацией.
«Построить театрик»
– Мы не отдаём себе отчёт – что наши дети смотрят, что читают, пребываем в радостном неведении. Пытаемся им в 15 лет чуть ли не «Колобка» пересказывать, – возмущается художественный руководитель ТЮЗа. – Вы понимаете, что идея детского театра, как огромного зала, с огромной сценой возникла в 20-х годах ХХ века. В эпоху массового беспризорничества, как способ социализации подростков, болтающихся на улице. И сейчас эта идея умерла. Детский театр должен преследовать другие цели. Первый приход ребёнка в театр на гигантскую сцену – это очень неправильное налаживание диалога. Начинать надо с малых пространств и практически тактильного контакта ребёнка с актёром, чтобы было понятно, что актёр – тоже живой человек, который ведёт за руку, что-то показывает. А потом начинаются более сложные истории. Нужны спектакли и на шестьдесят человек, и на двадцать, надеюсь, со временем они будут у нас появляться. Это связано не только с нашими желаниями и планами, но и с возможностями. В отсутствие малой сцены оборудовать какое-то пространство для двадцати зрителей становится едва ли не сложнее, чем сделать спектакль на большой сцене. Технически сложнее. Есть очень важная для меня и театра задача: вот тут, где мы сидим, оборудовать камерное пространство для маленьких зрителей на двадцать-тридцать человек. Чтобы его оборудовать, нужен осветительный и звуковые пульты выносные, хоть небольшие, дополнительное осветительное оборудование. Надо построить хоть маленький, но театрик.
О «Маленьких трагедиях» и не только
Для воплощения творческих замыслов необходимо иметь подходящую материальную базу. В течение лета театр занимался именно этим. Завершён ремонт: в зрительном зале установлено паровое отопление. Теперь ТЮЗ готов принять маленьких посетителей в любую погоду. Также коллектив театра добился признания на федеральном уровне – заявка ТЮЗа на получение гранта была услышана министерством культуры РФ.
– Мы выиграли грант на постановку, цикл, или серию спектаклей. По сумме оценок, полученных от комиссии, мы оказались четвёртыми в стране, – говорит Елена Мамонтова. – Для нас это лестно, так как из Омска участвовали шесть театров. Мы получили восемь миллионов на постановку «Маленьких трагедий». В этот цикл мы вписали ряд мастер-классов, необходимых театру. Это занятия по сценической речи, движению, актёрскому мастерству.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/66/236585/9c92709aaf765bc14f902730d2257c68.jpg)
По соглашению с министерством культуры РФ, театр должен сыграть предпремьерный показ «Маленьких трагедий» до конца года.
![Премьера спектакля «Отелло» в омском ТЮЗе.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/864/ee47a487885ae005a7526873df0d74f1.jpg)
Чем же ещё Омский ТЮЗ порадует своих зрителей? Продолжается работа над пьесой Юрия Клавдиева «Собиратель пуль». Олег Молитвин занимается созданием детского спектакля «Золушка» по пьесе Е.Шварца. В разработке находится постановка о хоккейных болельщиках. К 70-летию Великой Победы будет подготовлен небольшой пластический спектакль. Кроме того, в конце сентября труппа театра отправляется на гастроли в Красноярск: для подростковой аудитории дважды будет представлен «Отелло», собиравший в конце прошлого сезона полные залы, а для детей два раза покажут новый спектакль «У лис длинные носы».
Произошли изменения и в актёрском коллективе. Павел Локшин перебрался в Челябинскую оперу, зато труппа пополнилась артисткой из Алтайского молодёжного театра и двумя актёрами из «Пятого театра» – оба уже задействованы в «Острове сокровищ», премьера которого состоится нынешней осенью. В общем, Омский ТЮЗ уже готов достойно провести очередной театральный сезон. Хотя, как признаётся Владимир Золотарь, он бы не отказался увидеть в своём коллективе ещё несколько молодых артистов, которые способны, как выражаются в театре, «потащить» спектакль.