Директор департамента городского хозяйства Владимир Потапов попытался объяснить, почему изношенные коммуникации невозможно обновить полностью за пару лет, зачем жильцам надо вкладывать деньги в капремонт и на что москвичам 30 миллиардов.
- Владимир Дмитриевич, год обещает быть непростым. Какие направления останутся для городского хозяйства важнейшими, даже несмотря на прогнозируемую ситуацию?
- Прежде всего, приоритетными являются вопросы чистоты и санитарной безопасности населения. Второе - это капитальный ремонт. Та работа, которую сейчас ведёт мэрия, направлена на обеспечение комфортного проживания людей. Это не просто починка крыш и покраска фасадов. Это работа над тем, чтобы жильё было безопасным. Много сил и финансовых средств сейчас занимают дома 335 серии. Кризис или нет, но нормальное тепло-, электро- и водоснабжение в домах должно оставаться самым важным вопросом. Если за окном мороз, а в доме нет тепла, это как раз тот самый вопрос не только комфортного, но и безопасного проживания. Потому что любое отключение даже одного дома переживается болезненно и доставляет неудобства как жильцам, так и коммунальным службам. В числе других важных проблем, которыми необходимо заниматься в первую очередь, является уличное освещение, санация животных, кладбища. Мест для захоронения не хватает, а человека проводить в последний путь надо достойно.
Свой или чужой?
- Проблема изношенности коммуникаций, сетей, техники в городском хозяйстве стоит остро?
- Конечно, это острая проблема. Где-то изношенность составляет 70%, где-то и больше.
- Средства на замену есть?
- С финансами непросто. Но здесь есть и ещё одна сложность - объёмы этой замены. Вот пример. В 1970 году было введено в эксплуатацию около 150 новых лифтов. На следующий год ещё столько же. Нормативный срок службы лифтов - 25 лет. В 1995 году он истёк у этих 150. Заменить сразу все невозможно. А в 1996 к ним добавились ещё 150, и заменять надо было уже 300. Москвичи жалуются: у нас техника для уборки снега изношенная, уже два года работает, нам и нужно-то всего 30 миллиардов на городское хозяйство. А что такое 30 миллиардов для омичей? Это наш областной бюджет!
- Может ли городское хозяйство быть не только обслуживающей структурой, но и приносить прибыль?
- А оно изначально нацелено именно на получение прибыли и не должно быть дотационным. Представляете, например, вы решили поменять батарею, вам нужна помощь. Зачем открывать газету и искать какую-то фирму, которая решит эту проблему? Ведь гораздо лучше, когда можно позвать слесаря из своей управляющей компании, которого ты знаешь. Он придёт и аккуратно сделает всё в то время, когда тебе это надо. За ту же сумму. И деньги пойдут в УК. Он заработает прибыль, и ты останешься доволен. Полученную прибыль он пустит на развитие своего предприятия, что даст тебе возможность получать более широкий спектр услуг.
- Но ведь на деле так пока не получается...
- Мы должны к этому прийти.
- Разве реально наш менталитет переделать?
- В голове уже и так многое поменялось. Вспомните, какие были крики, когда начали создаваться управляющие компании: "Зачем?", "Для чего?". А потом мы получили 185 закон, и те же люди стали удивляться: почему вы не создаёте УК? Когда речь шла о том, чтобы собрать с жильцов по 5% на капремонт, я и сам сомневался, думал, не соберём. А в итоге было собрано даже больше запланированного. Люди потихоньку приходят к пониманию: если я имею квартиру, значит, должен внести свою долю.
Не надо базара
- Один наш читатель предложил провести радиофикацию Иртышской набережной, оснастить её динамиками, из которых доносилась бы музыка...
- Я не думаю, что это 24 часа в сутки будет доставлять радость жителям окрестных домов. Прежде чем воплощать такую идею в жизнь, нужно узнать мнение всех сторон. Главной задачей я бы назвал дальнейшее озеленение набережной. И ни в коем случае сюда нельзя допускать рекламу и превращать пешеходную зону в базар.
- Когда-то Омск имел славу города-сада. Как вы считаете, её можно возродить?
- Я верю, что это под силу жителям. Нельзя сделать город садом, если все будут сидеть и ждать, пока пара агрономов возьмёт эту заботу на себя. Посмотрите, какой "Флора" была пять лет назад, и какая она сегодня. И люди работают над ней не по принципу: сначала копейку заплатите, а потом я сделаю. Они душу вкладывают. Можно насадить тополей, тысяч так пятьсот. И через год всё будет зелено. А потом одна за другой пойдут заявки на уничтожение. Город-сад появится тогда, когда мы вместе возьмемся сделать его таким.