Жизнь современного кондитера состоит не только из воздушного зефира, взбитых сливок и подрумяненных коржей. Порой кулинарным мастерам приходится не сладко: они спят под столами, а по праздникам защищают свои торты от нападений жителей города.
О такой жизни Наталья Энгинг, один из лучших кондитеров Омска, знает не понаслышке. Ведь она - родом из самой настоящей кулинарной династии. Ещё её бабка во времена Второй мировой войны пекла пряники солдатам на фронт, а мать отдала кондитерскому делу 44 года своей жизни. Сейчас Наталья Энинг - директор крупной фабрики по производству тортов. А на своё нынешнее место работы она первый раз попала... в возрасте 10 месяцев!
И петушки за пять копеек...
- Наталья, признайтесь, что Вы делали во младенчестве на кондитерской фабрике?
- Дело в том, что моя мама родила меня в 16 лет. Представляете, каково было в советское время в 16 лет иметь ребёнка? Это же абсурд! На дворе стоял 1963 год, отец служил в армии. Денег в семье не было вообще... Государство, конечно, помогало, но пособие на ребёнка составляло всего 12 рублей, разве это деньги? Мама устроилась на фабрику помощником кондитера, едва мне исполнилось 10 месяцев. Детский сад частенько закрывали, вот и приходилось мне спать на фабрике под столами. Когда немного подросла, появились соответствующие увлечения - рисовала на картонках кремом.
Мать всего добивалась сама - закончила институт, родила двоих детей, и через некоторое время одновременно стала директором двух кондитерских фабрик! В 70-е годы это были единственные специализированные предприятия.
- Получается, что в советское время торты в Омске производила только пара предприятий?
- Что касается крупных - то да. Был в нашем городе один известный кондитер - Зотов, вот наша фабрика как раз идёт от него. Остальные закрывались, едва успев открыться. Кстати, у нас осталась одна революционная форма для леденцов в форме рога изобилия! Почему одна? Да потому что 40 лет назад всем срочно захотелось трюфелей, а различные леденцовые петушки на палочке остались за бортом. Все формы тут же отправили на металлолом. Безумно жалко, ведь какое это было удовольствие для детей, а стоило всего пять копеек. Разве это трюфелями заменишь?
- А в перестройку как омские кондитеры выживали? Не до тортов тогда людям было...
- Это правда, о сладостях тогда мало кто думал. И если традиционные торты весят примерно килограмм, то в начале 90-х мы пекли их весом 200-300 граммов! Представляете, какие это были миниатюрные тортики? Да и работала фабрика не каждый день, тяжело было, но мы выжили.
В тюрьму за пирожки
- Наталья, а свою карьеру Вы как строили?
- Я, как и мама, закончила пищевой институт. И уже в 23 года стала директором столовой. С ужасом вспоминаю те времена - ОБХСС, Народный контроль, бесконечные проверки... Да что тут говорить, людей в тюрьму сажали практически за всё! Помню, в столовой "Детского мира" посадили трёх женщин - одна кофе, дескать, водой разбавляла, вторая пирожки "не такие" делала. Одна села на три года, другая на пять. А ведь это искалеченные жизни на оставшиеся годы, а дело всего-то было в пирожках...
Какое счастье, что этот ужас закончился: сейчас можно свободно заниматься любимым делом и не бояться попасть в тюрьму за "неправильный" рецепт. Столовую у меня потом отобрали силой - место было в центре города, пришлось продать не по своей воле. Вот тогда, в 1996 году, я и стала директором маминого предприятия, а она, в свою очередь, окончательно остановилась на второй фабрике.
- А от сладостей Вы за всю жизнь не устали? Постоянные торты, пирожные, конфеты...
- Самое интересное, что нет. Хотя предпочтение отдаю домашней выпечке - обожаю пироги! А вот свои торты я не воспринимаю по той причине, что мне их есть не интересно. Я ведь знаю каждый их ингредиент! И свою семью я сладким не кормлю. Сложилась такая традиция. В детстве все частенько попрекали меня тем, что мать работала на кондитерской фабрике, и что, дескать, я одними тортами и питаюсь. Неправда! Я их даже по праздникам не всегда видела. Моя семья их есть тоже не считает нужным - наелись уже.
Обожжённые руки наградой...
- А что оригинального можно сделать из классических составляющих? Какие-нибудь фигуры, скульптуры...
- Да всё что угодно! Мои ученицы не раз занимали в Москве первые места за свои работы. Вы представляете себе скульптуру полностью из шоколада? А девочки делают. И только опытный глаз может отличить настоящие цветы от композиций из марципана. Кондитер должен быть настоящим художником, это ведь искусство. Но самое уникальное - это работы из карамели. Мало кто берётся за такую сложную работу. Карамель нужно разогреть под специальной лампой и вытягивать определённым образом. Здесь важна температура, сила, особый кусковой сахар... Чтобы их приготовить, кондитеры не уходят из цеха и спят ночами под столами. К тому же такие скульптуры ломаются через пару часов от перепада температуры. Однажды в Москве мои девочки всю ночь восстанавливали разлетевшуюся на осколки огромную статую двуглавого орла. Запах карамели стоял на всю гостиницу. К тому же это весьма опасное дело - у девочек обожжены все руки, но полученный результат заставляет забыть обо всём.
- Какие-нибудь подарки любимому городу делали?
- Был такой благородный жест несколько лет назад на 290-летие Омска. Наша фабрика испекла огромный торт весом более 260 кг! Красоты неописуемой. Привезли его к Тарским воротам, так нас там просто впечатали в этот торт! Его расхватали на куски! К слову, охраной тогда служили библиотекари из министерства культуры, ну о какой сохранности торта тут может идти речь? Иногда кажется, что тут и милиция лишней бы не оказалась. После того случая я такие подарки делать перестала, хотя Омск безмерно люблю. Но вот культура у жителей немного страдает.