14 ноября всё прогрессивное человечество отмечало День борьбы с сахарным диабетом. Вот только Сергей Ткачук в этом деле участия не принимал. И не потому, что он такой несознательный гражданин, а потому, что каждый день его жизни, как День сурка.
Бороться со своим заболеванием Сергей Николаевич начал давным-давно. Сначала это был только диабет второго типа, потом к нему прибавились ишемия, стенокардия и острая почечная недостаточность.
Непростая арифметика
"Прокормить" всю эту компанию очень трудно. Являясь федеральным льготником, Сергей получает лекарства из так называемого базисного списка. Участковый терапевт из городской поликлиники N 1 выписывает своему пациенту жизненно необходимый инсулин, 50 тест-полосок для глюкометра на шесть месяцев и несколько сердечных препаратов.
- Раньше нам была положена одна тест-полоска на день, - говорит Сергей Николаевич, - потом кто-то решил, что достаточно и одной упаковки на три месяца, а теперь и вовсе приходится растягивать это "удовольствие" на полгода. Правда, мне дети помогают: покупают тест-полоски, но одна упаковка стоит 840 рублей, и я прекрасно понимаю тех, кто живёт на одну пенсию. Боюсь, что полоски и вовсе исключат из списка лекарств, как произошло с препаратом "Глюкогон". Кроме того, мне вот уже второй месяц не выписывают препараты по сопутствующим заболеваниям, и никаких пояснений участковый терапевт не даёт.
Дела сердечные
А вот омич Николай Донцов не видит нужных лекарств уже три месяца. Он сердечник, и в его ежедневном рационе до десятка разных пилюль.
- Я инвалид II группы, - сетует Николай Иванович, - обиваю пороги родной поликлиники каждую неделю. Прошу выписать мне хоть что-нибудь! Ссылаюсь на законы, приношу статьи, в которых чёрным по белому написано, что я имею право на лекарства, а в ответ врач говорит мне, что и на заборах тоже много чего написано, а денег нет. Так и остаюсь ни с чем.
Врачи говорят о том, что всё могло быть и лучше, если бы пациенты сами не отказывались от таблеток и микстур.
- Народ требует качественные лекарства от иностранных производителей, и ни в какую не желает лечиться "родным" валокордином, - говорит терапевт Нина Завьялова. - Пожилые люди капризны, в моём кабинете каждый второй топает ногами и требует от меня невозможного. А мы не имеем права выписывать аналоги и строго придерживаемся установленного перечня.
Конечно, списать на скверный характер можно всё, что угодно, но ведь и на валокордин в наших аптеках отложенная очередь, а на пенсию в пару тысяч рублей особо не разгуляешься.
Работа идёт
И эта проблема характерна для всей России - катастрофическое недофинансирование программы обеспечения лекарствами Правительством РФ не миновало ни один регион. А между тем диапазон стоимости лечения льготных категорий граждан очень широк, например, для больных, страдающих сахарным диабетом, по стандартам качества, утвержденным региональным министерством здравоохранения, границы колеблются от 1500 до 6000 рублей в месяц.
Ещё дороже обходятся пациенты с онкологическими заболеваниями: в среднем одному такому больному в месяц выписываются лекарственные препараты на сумму около 30 тыс. руб. В целом же за первое полугодие 2008 года льготникам-горожанам было выписано 531 745 рецептов на сумму более 325,5 млн. рублей. Сумма немаленькая, но жизнь, как известно, бесценна. Остаётся надеяться на то, что областные власти, которые и без того постоянно отдуваются за Москву, в случае чего не подведут, хотя сама ситуация с дефицитом лекарств и недофинансированием уже стала для них привычной.
Кстати
Аптечное начальство тоже приложило руку к данной проблеме. По разным причинам регулярно нарушаются сроки поставок жизненно необходимых препаратов, таких, как "Изокет-спрей" и "Минерин". Контроль за деятельностью поставщиков осуществляет региональный минздрав. Вопрос в том, что не так: или фармацевтические компании взвалили на себя непосильный груз, или чиновники недостаточно хорошо их контролируют.
Комментарий специалиста
Евгения Жданова, начальник медицинской части городской поликлиники N 1:
- Вопрос обеспечения льготными лекарствами по федеральному списку очень непростой. Средства на эти препараты поступают крайне скудно, в аптеках их нет, но всё, что необходимо в рамках базисной терапии, мы своим пациентам выписываем. Врач вправе решить, что нужно человеку на данный момент и, исходя из этого, даёт рецепт на лекарства первой необходимости.