Примерное время чтения: 6 минут
59

Обратная сторона демографии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Омске 20/08/2008

Сегодня не каждая семья может похвастаться тем, что воспитывает двух-трех малышей. Большинство из нас отваживается на одного ребёнка, отчетливо понимая всю степень ответственности перед своим чадом.

Ведь нам хочется дать ему достойное образование, показать мир, обеспечить материальную платформу для успешного старта во взрослую жизнь - всё это отнимает у многих из нас мечты о втором, и уж тем более, о третьем ребёнке. Однако есть семьи, в которых вопрос о деньгах и благах цивилизации отодвинут на задний план, а на переднем стоит задача по повышению уровня рождаемости в нашей стране. К сожалению, такие мамы и папы не всегда отдают себе отчёт в том, на какую жизнь обрекают своих детей.

Оговорюсь, что речь не идет о подавляющем большинстве многодетных семей, и уж тем более мы не говорим о тех, кто берет под опеку малышей из детских домов и интернатов. Сегодня мы постараемся оценить ту сторону демографии, о которой все предпочитают помалкивать.

Без лишних проволочек

Семья Дынниковых в составе восьми человек ютится на 20 квадратных метрах однокомнатной квартиры в одном из поселков пригорода Омска. Хотя назвать их жилище квартирой не поворачивается язык. Когда-то здесь находился сельский ФАП, который был ликвидирован из-за малого количества жителей, и, чтобы здание не разрушалось, местная администрация приняла решение оборудовать его под жилье. Из удобств - только центральное отопление, из неудобств - уличный туалет, вода из колонки на другом конце улицы и протекающая крыша.

Вот в таком "милом" месте свили свое гнездо супруги Дынниковы, вернее, поначалу здесь поселилась Ольга с первым мужем, от которого у неё вскоре родилась дочь - Катя. Однажды молодой муж решил, что обременять себя узами брака в 19 лет рановато, и оставил Ольгу с младенцем на руках, укатив в неизвестном направлении.

Не долго думая, соломенная вдова отправилась на поиски нового главы семейства, перепоручив заботы о ребенке подружкам и соседкам. К счастью, далеко и долго ходить не пришлось. Кавалер нашелся совсем рядом с домом: у продуктового киоска, куда захаживал с приятелями за пивом. Дальше события развивались чрезвычайно стремительно: после нескольких коротких свиданий Михаил переехал жить к Ольге, не только приняв её "руку и сердце", но и став отцом для её дочери.

Закрепляя результат

Наивно предполагая, что "свой" ребенок удержит нового мужа навсегда, новобрачная благополучно забеременела во второй раз, и в положенный срок на свет появилась еще одна девочка - Наташа. Семейное счастье омрачалось лишь тем, что Миша никогда нигде не работал, пил по-черному, баловался наркотиками и вообще с трудом мог оценивать происходящие события. Благодаря поддержке сердобольных соседей и дальних родственников, растущая семья кое-как сводила концы с концами.

Не прошло и полгода, как Ольга поняла, что снова беременна. Поразмыслив, она направилась в органы соцзащиты, намереваясь выяснить, какие льготы будут положены ей как многодетной матери. Узнав о том, что в Омской области семьи с тремя и более детьми находятся на особом почёте, твердо решила - будет рожать. А чтобы родня и соседи не доставали лишними расспросами и советами, в больницу решила не обращаться и на учёт по беременности становиться не стала.

Когда округлившийся живот уже нельзя было скрывать, молодая мамаша гордо заявила окружающим: "Сколько захочу, столько и нарожаю. Мне государство ещё спасибо скажет". Народ крутил пальцем у виска, а Ольга предалась счастливому ожиданию несметных богатств, которые должны были свалиться на нее, как на многодетную мать.

На тот момент ей было 20 лет.

Ради чего

Сегодня Ольге 32 года. Она снова беременна. Это будет её седьмой ребенок. Как они выживали все эти годы, одному Богу известно. Михаил по-прежнему нигде не работает, лачуга, в которой они живут, продувается всеми ветрами, дети, предоставленные сами себе, копошатся в куче непонятного барахла, но мать семейства, как и раньше, твердо уверена, что после рождения ещё одного Дынникова жизнь непременно наладится. Мол, должно же государство наконец понять, что она сносит все тяготы и лишения только из желания поправить демографическое положение в регионе. Должны же власти обратить на неё, героическую женщину, хоть чуточку внимания.

А пока государственные умы заняты более важными делами, Ольга ставит галочки в засаленной брошюрке под названием "Судьба и имя", решая, как будут звать ее нового ребенка.

Смотреть на эту женщину больно и страшно. Бесформенная, с непроходящими пигментными пятнами на без времени состарившемся лице, с редкозубой улыбкой, жидкими волосами, в старом-престаром застиранном халате, она стоит посреди своей комнаты и изо всех сил старается делать вид, что всё хорошо.

Что детских пособий хватает не только на пропой мужу-алкоголику, что единовременную выплату на последнего ребенка потратили исключительно на детей, что хаос в квартире - это явление временное, что ей нравится такая жизнь, и что все в этой семье любят друг друга.

Как тебя зовут

Только вот "счастливый" отец с трудом может вспомнить и выстроить в хронологическом порядке имена своих детей. А если утром после очередной попойки ему требуется срочное лечение, он жестом подзывает кого-то из них к себе и без лишних сантиментов говорит: "Эй ты, белобрысый, сгоняй за пивом". И ему совершенно наплевать на то, как чувствует себя ребенок, обезличенный собственным отцом.

Окружающие давно махнули на эту семью рукой. Да и сколько можно помогать людям, которые сами поставили себя в такое положение.

Правда, перед 1 сентября школьные учителя собирают материальную и вещевую помощь для семьи Дынниковых, чтобы старшие дети могли пойти на занятия, но надо видеть, с какой ухмылкой принимает эту помощь многодетная мать. Она не считает это актом доброй воли односельчан. Она считает, что так и должно быть.

А пока спросите у кого-нибудь из Дынниковы-младших, что на свете вкуснее всего? "Пирожок с картошкой", - ответил пятилетний Ваня.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах