А вот для Елены Толпекиной это, по большому счёту, рядовой день. Шарики и подарки непременно будут, просто защищать, оберегать и лелеять детей - это её работа, её жизнь. Елена Николаевна - директор детского дома № 1.
Помогает вера
- Принято считать, что детдомовские дети потеряны для социума и их воспитание - дело пустое. Думаю, что Вы с этим мнением не согласитесь.
- Кто считает, что наши дети никому не нужны? Вы? Общество? А кто вообще нужен нашему обществу? Да, воспитанники детских домов очень часто не находят себя в этой жизни, но это не их вина. Они просто дети. Им просто нужна любовь. Почему они должны быть хорошими и правильными, если их предают самые близкие люди на свете - мама и папа? Беременная мамаша, выпивая очередную рюмку водки или получая дозу героина, клянёт его, говорит и думает о том, что он, ещё не рождённый, ей не нужен, что он обуза, лишний рот. Каким должен вырасти этот ребёнок? Я сама до мозга костей детдомовка, хоть и выросла в обычной семье, и прекрасно их понимаю.
- Ваши педагоги работают по уникальным программам, которые направлены на социализацию таких детей, за вашими разработками «гоняются» воспитатели из других регионов. Почему же дети, выходя из этих стен, чаще всего ведут отнюдь не праведный образ жизни?
- Забота - это хорошо, но не стоит забывать о том, что мама есть мама. Им маму иногда жальче, чем самих себя. Они живут ЗДЕСЬ и думают о том, как она ТАМ. Это зов крови, если хотите. Мы, как можем, пытаемся их удержать, заинтересовать, завлечь, но они всё равно стремятся ТУДА. Главная проблема, на мой взгляд, в том, что наши дети очень ограничены в общении. Что они знают? Школу и стены детского дома? Они не ходят по магазинам, не ездят к бабушке. Улизнув из детского дома, бегут к вечно пьяной маме, и в их несознательных головах складывается одна-единственная модель поведения, показанная этой самой мамашей. Самое страшное, что раньше эта модель поведения была связана с алкоголем, а сегодня всё чаще наши воспитанники - это дети наркоманов. Обидно и горько наблюдать за теми, кто, покинув стены детского дома, сваливается в пропасть. У меня перед глазами до сих пор лицо одного из наших выпускников, который из нормального парня превратился в настоящего бомжа. Мы помогали ему: кормили, давали какую-то одежду, но потом вся эта ситуация стала просто невыносимой. Человек превратился в ничто и в итоге умер. Ему не было и 30 лет... Чем всё это переломить? Мы стараемся как можем. Большую поддержку оказывает вера. В нашем детском доме есть своя православная церковь, работает воскресная школа. Несколько лет назад наши ребята помогали восстанавливать храм в селе Ново-Троицком, и теперь эта обитель для нас словно второй дом.
- Но ведь среди ста ваших воспитанников есть дети не только славянских национальностей. Вы считаете нормальным «тянуть» их в православие?
- Этот вопрос уже набил оскомину. Хочу, чтоб меня наконец-то услышали: мы никого ни к чему не принуждаем. Не тащим детей на аркане. Бывает, в воскресной школе собирается от силы 20 человек, а бывает, приходят 70, и для каждого находится место, нужные слова, дело. Кстати, мы выпускаем свой журнал, пляшем, поём, рисуем, вяжем, крестиком вышиваем. У кого есть дети, те поймут, что заставить ребёнка делать что-то против его воли невозможно. Да, он сделает, но как? А наши дети - молодцы. Всё, за что они берутся, получается замечательно. Вы знаете много детей, которые пишут книги? А наши написали. Провели огромную работу и создали книгу «Солдаты России». Пусть в ней всего 180 страниц и она вышла тиражом в 100 экземпляров. Зато наши дети вложили в неё душу. Книга состоит из трёх глав. В первой мы рассказываем о солдатах, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной. Во второй - история одного-единственного человека - ветерана УВД. В третьей - рассказ о нашем «папе» Виталии Ломовцеве.
Путин в свитере
- Чем таким должен был отличиться ваш «папа», чтобы ему посвятили целую главу в книге?
- Виталий Ломовцев - муж одного из наших педагогов. По долгу службы ему пришлось семь раз побывать в Чечне. Он помогает нам в патриотическом и морально-нравственном воспитании деток. Благодаря его стараниям мы сумели завязать дружбу с несколькими воинскими частями, имеем возможность устраивать военно-спортивные состязания, что-то вроде «Зарницы», он незаменим как советчик и наставник для наших мальчишек. Дети называют его папой и, думаю, в благодарность за его любовь решили написать о нём в своей книге.
- На какие деньги было выпущено это издание? Детские дома имеют какие-то внебюджетные источники дохода?
- Основной источник дохода, позволяющий нам реализовывать столь масштабные проекты, - государственные гранты и субсидии. Это целевые средства. Они выделяются только под определённые программы. Мы постоянно находимся в творческом поиске, и нам удаётся доказать, что наши проекты имеют право на существование. Остальное - помощь шефов. Мы ни от чего не отказываемся. Могут нам люди линолеум купить, теплицу поставить или банку краски подкинуть - огромное спасибо. И педагоги, и дети это очень ценят.
- А Вы можете отметить самый дорогой подарок?
- Дорогих подарков было много, а вот необычный, пожалуй, один, - портрет Владимира Путина с его автографом. Несколько лет назад наши детки послали ему в подарок иконы, вышитые на ткани. В ответ Владимир Владимирович предложил детям выбрать, чтобы они сами хотели получить. И они выбрали. Попросили прислать им его портрет, только «не как дяденька». Оказалось, дети хотели убедиться в том, что первое лицо страны может ходить не только в костюме и галстуке. Вот теперь у нас есть уникальное фото Владимира Путина в свитере.