Омские больницы испытывают нехватку донорской крови. Это признают врачи и ощущают пациенты. По причине дефицита крови и её препаратов в хирургических отделениях откладываются плановые операции, возникают форс-мажорные ситуации при проведении срочных.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, обеспечение отечественных лечебных учреждений препаратами крови составляет 17-25% от нормативов, рекомендованных ВОЗ. За последние 20 лет количество доноров уменьшилось почти втрое, и эта ситуация наблюдается повсеместно. Пока Росздравнадзор работает над теорией оптимизации службы крови в масштабах страны, регионы борются с ситуацией на практике.
Срок годности - 30 часов
У родителей 6-летней Даши П. нет возможности ждать и приглашать для переливания соседей и знакомых. На календаре суббота, впереди два дня выходных, а у девочки в шесть раз снижен уровень тромбоцитов в крови. Медики областной больницы понимают: чтобы спасти девочке жизнь, ей срочно нужны две лечебные дозы. Этот продукт крови не хранится годами, срок годности тромбоцитов всего-навсего 30-35 часов. Врачи центра крови вышли в субботу внеурочно, так бывает часто.
- Заявка поступила вчера вечером. Тогда же мы позвонили двум кадровым донорам, оба были в центре уже в восемь утра, - комментирует Регина Хабибуллина, заместитель главного врача по медицинской части областного центра крови.
На часах 11 утра. С минуты на минуту должны быть готовы анализы сданной для Даши крови. Кто эти люди? Оба добровольца - мужчины, 1974-го и 1978-го года рождения. Инспектор УИН из колонии N 11 и индивидуальный предприниматель. Оба никогда не видели и, скорее всего, никогда не увидят Дашу. Оба пришли в выходной, чтобы помочь незнакомому ребенку выжить.
Таких добровольцев у центра крови - 10 тысяч человек. Казалось бы, внушительная цифра. Но если сделать расчет на 1,5 миллиона человек, реально проживающих в области, получатся крохи.
Омичка Татьяна Дмитриева регулярно сдает кровь на протяжении вот уже двух лет. Делает это с определенной целью: помочь детям, попавшим на больничную койку:
- Однажды мою дочь положили в больницу, и наша семья столкнулась с проблемой нехватки донорской крови. Тогда нам помогли родственники и знакомые, но я прекрасно понимаю состояние тех родителей, которые не могут быстро сориентироваться, а счёт идёт на минуты. Теперь я сдаю кровь дважды в месяц в надежде на то, что смогу помочь чьему-то ребенку.
Каждый день в области происходит около 40 аварий, 1/4 из них - масштабные ДТП с серьезными для здоровья последствиями. Вдвое больше пожаров, прибавьте природные катастрофы, ЧС.
Мы не говорим о десятках кардиохирургических операций и операций по замене суставов (при них самая высокая кровопотеря). На отдельном обслуживании - масштабное отделение гемофилии. Окно выдачи областного центра крови работает круглосуточно. Бывает, что во дворе центра своей очереди ожидают сразу 4-5 "скорых".
Статистика и реальность
Ежегодно омские медики только одного центра крови заготавливают и перерабатывают около 15 тонн препаратов крови. Это значит, что 10 000 человек сдают кровь по нескольку раз, но лишь каждый седьмой донор может поделиться кровью с отрицательным резус-фактором.
"Редкая" - это вообще отдельная история. Все доноры с отрицательным резус-фактором и IV группой крови в отдельном списке областного центра крови, и в особо экстренных случаях врачи обращаются к ним в любое время дня и ночи. Доноры не отказывают в подобных просьбах, несмотря на то, что никакого особого материального стимула у них нет. Выдаваемое пособие на питание (в размере 300 рублей за кроводачу) вряд ли может быть эквивалентом потерянного трудового дня. Да и работодатели отпускают подчиненных без особого энтузиазма. Закон "О донорстве крови и ее компонентов" часто не является для начальствующих персон руководством к действию. В практике областного центра крови на этот счет имеются судебные прецеденты. По закону, руководитель не имеет права попирать права донора-сотрудника, так же, как и не имеет права отказать службе крови в содействии.
Это раньше обязательная, на языке советских врачей, массовая кроводача производилась на заводах. Сейчас от промышленных гигантов в "живых" не осталось и трети. Надежда на проверенные временем "Полет", "Салют" (бывший ОМПО им. Баранова), НПО "Автоматика". Единственный крупный "частник" за всю практику регионального центра крови, вышедший к медикам с инициативой, - "Техуглерод".
- Это было во время событий в Беслане, тогда все службы крови стояли в ружье. С "Техуглерода" нам позвонили, сами предложили помощь. С тех времен дружим. Ещё спасает школа милиции, авиационный техникум...
Без иллюзий
Омский центр крови, с виду представляющий собой ветхое крохотное строение 1959-го года постройки, не имеет аналогов в Сибири. Здесь попросту негде раздеться. Особенно это остро ощутимо зимой, когда число доноров с 8 до 10 утра бывает до 50-60 человек. После кроводачи людям негде отдохнуть, выпить положенный сладкий чай.
В техническом отношении вопросов к центру нет: вся его "начинка" ультрасовременна, врачи используют при заготовке и хранении крови технологии последней ступени.
Омские медики надеются, что с открытием современного банка крови их жизнь станет проще. Слухи о его строительстве ходят уже давно. Существует и многообещающая федеральная программа, по которой омские медики могут получить на эти цели порядка 100 миллионов рублей уже в 2010 году. Но для участия в программе должен быть выполнен ряд условий, среди которых и наличие современного здания.
А пока суд да дело, медики не ропщут и работают в привычных для них условиях, радуясь каждому добровольцу, решившему сдать кровь. Жаль, что те омичи, которые могли бы помочь здравоохранению региона, не спешат этого делать. С каждым днем мы становимся равнодушнее к чужим бедам, не задумываясь над тем, что несколько капель крови могут спасти чью-то жизнь. А если это будет жизнь собственного ребенка?
Кстати
1 июля 2008 года состоялось заседание Общественного совета при Минздравсоцразвития РФ. Проблема оптимизации работы "службы крови" в масштабах страны взята на контроль президентом Дмитрием Медведевым.
Мнение эксперта
Недетский вопрос
Периодически по телевидению и в интернете появляются сообщения о том, что какому-то ребёнку срочно требуется донорская кровь. Родители расклеивают объявления и ищут доноров среди родственников и знакомых. Неужели частные попытки SOS - единственный выход?
Как рассказала "АиФ в Омске" Татьяна Макаренко, заведующая отделением переливания крови областной детской клинической больницы, в этом лечебном учреждении дефицита крови и её препаратов нет. Но заслуга в этом принадлежит прежде всего родителям тех малышей, которые нуждаются в донорской крови, хотя имеются и так называемые штатные доноры, постоянно сдающие кровь для нужд больницы.