Каждый житель нашей страны имеет право на качественную и бесплатную медпомощь. Однако право это - такая неосязаемая категория, что омичи даже не уверены, а существует ли оно вообще? Слышать слышали, но воспользоваться не получается. Из всех звонков, поступающих в редакцию, жалобы на медицинское обслуживание самые частые. И независимо от того, в городе, райцентре или селе живёт пациент, рассказы пугают своей похожестью.
Вирус бездушия
Складывается впечатление, что наше здравоохранение поразил вирус бездушия.
- У меня мама - пожилая больная женщина: вес большой, давление высокое… В общем, болячек целый букет, - рассказывает Ирина Блохина, жительница Омска. - Назначили ей лечение в стационаре. Прихожу её проведать, а она лежит на мокрых простынях, потому что судно подать некому. Я чуть не расплакалась. Как же так? Договорилась с санитаркой, что буду ей приплачивать за то, что она станет к маме повнимательнее. Стала жаловаться старшей медсестре, а она мне в ответ, мол, работать некому, санитарок не хватает. В общем, забрала я маму домой и никто даже останавливать не стал. Ещё и намекнули, что в таком возрасте (маме 82 года) лечиться смысла нет. В общем, я поняла одно - в наших бесплатных больницах без денег делать нечего!
А вот что рассказала Зинаида Коломейко, наша постоянная читательница, о которой мы писали на своих страницах. Напомним, что женщина - инвалид, передвигается с помощью коляски, тем не менее, она помогает омским социально-реабилитационным центрам - вяжет носки, шапки, шарфы нуждающимся.
Опыта не хватило
Или вот другой случай.
- Дочери 12 лет, долгое время держалась температура. Путём неимоверных усилий, по знакомству мы попали к компетентному доктору областной детской больницы, - вспоминает Ольга Карловна, другая наша читательница. - Врач назначил нам ряд обследований, анализов. Когда мы обратились в нашу поликлинику по месту жительства, то часть лабораторных исследований нам пришлось делать за деньги. Как потом выяснилось, мы могли пройти их и бесплатно, просто нас об этом… не проинформировали.
Стала инвалидом
Нынешним летом в редакцию «АиФ в Омске» прислали письмо жители отдалённой деревни Русско-Полянского района. У них автомобиль «скорой помощи» полгода находился в ремонте. Отремонтировали его благодаря вмешательству корреспондентов.
Историй таких много, и одна жалобнее другой. Возникает вопрос, когда же ситуация изменится в лучшую строну? В чём причина? В отсутствии финансирования? Но ведь за доброту медикам доплачивать всё равно никто не станет. Или, может быть, пришло время и за это платить?
Врачей всё меньше
И цифры, которые мы привели для сравнения, наглядно показывают, что по обеспеченности медперсоналом наш город хоть и не в последних рядах, но и не в лидерах. Количество врачей и медсестёр из года в год неуклонно снижается.
Хуже бы не стало...
Объединение амбулаторно-поликлинических и стационарных форм медпомощи позволит повысить доступность оказания первичной медико-санитарной, специализированной и паллиативной медицинской помощи для населения Омской области, - уверяет Ольга Богданова, заместитель министра здравоохранения Омской области. - Дело в том, что сегодня изменились требования к оказанию медицинской помощи в соответствии с выходом новых порядков оказания медицинской помощи и новых санитарных правил по организации лечебных учреждений. Объединив структурные подразделения, мы усилим их возможности. При этом пациент страдать не будет. Медпомощь люди будут получать там же, где и раньше.
- На уровне президента, премьера, министра здравоохранения чётко дано указание по политике системы здравоохранения - оптимизация. Раз наверху сказали:«Надо», - в регионах должны ответить: «Есть!», - говорит Алексей Панов, управляющий «Центром медицинского права». - В Омске решили пойти по пути слияния поликлиник. С точки зрения управленцев, может быть, и есть смысл, когда избавляются от двух бухгалтерий, двух юристов, двух главврачей. Но из жизни мы знаем, что эффективно можно управлять определённым количеством подчинённых. Если их становится больше, то дойти до каждого становится труднее. То есть управленческие решения со стороны главврача, начмеда будут доходить с опозданием. Деньги деньгами, но во главу угла должны ставиться интересы пациентов. Станет ли от этой реорганизации лучше или хотя бы не хуже? Мы очень скоро узнаем об этом.
Защитим бесплатно
- Если застрахованный пациент считает, что его права нарушены, например, не принимает врач или требуют денег за услуги, которые должны предоставляться ему на бесплатной основе, он может обратиться в свою страховую медицинскую организацию, в которой ему был выдан полис ОМС, с устным или письменным заявлением, - поясняет Александр Комаров, директор страховой компании. - Телефон круглосуточной бесплатной линии, по которой можно получить консультацию, указан на обратной стороне медицинского полиса. Если вопрос требует дополнительного рассмотрения, человека приглашают в страховую компанию, где он пишет заявление. После регистрации заявления проводится проверка, на это отводится до 30 дней. Уточняются обстоятельства дела, при необходимости проводится экспертиза, если поступает жалоба на некачественное оказание медпомощи. Итоги проверки сообщаются застрахованному и принимается дальнейшее решение по делу. Если человек желает вернуть деньги за лекарственные средства или услуги, которые должны были быть предоставлены ему бесплатно, страховая компания в досудебном порядке разрешает эти вопросы. Практически всегда медицинская организация деньги возвращает. Вся помощь застрахованному лицу страховой компанией предоставляется бесплатно. Причём если возникает необходимость подготовить документы в суд, мы также безвозмездно помогаем это сделать.